markГерман Арутюнов

официальный сайт писателя

melnica schastiya обложка1 обложка2обложка3 Обложкаtheatreoblozhzhka

Кошки-чувства

   Кошки, безусловно, существа зага­дочные. А для художника, умеющего в обычном видеть необычное, тем более. Кира Демина - не профессионал, а наивный художник, и, мо­жет быть, именно поэтому ее взгляд на мир не укладывается ни в какие при­вычные рамки. Она рисует ощуще­ния. Для их передачи не нужны ни сло­ва, ни формы, а средством передачи может служить все, что угодно. Напри­мер, кошки...   Не рисовать она их не может, по­скольку в квартире их целых 14!

   Ею движет не заказ, а стремление запечатлеть свое ощущение, возникающее при взгляде на кошку. А взглядам этим несть числа, потому что, куда в ее квартире ни посмотри - кошка. Но женская мысль, потому и жен­ская, что всегда не проявлена, всегда до сво­его рождения раство­рена в ощущении.   Кире проще ….нари­совать. Нарисовала и, кажется, стало понят­ней, что она почувство­вала. Кошки – своего рода вестники ее чувств.

Одна из ее картин так и называется – «Вестники чувств», на которой мир наших чувств это целая планета, а рассудок (два глаза) следит за этим миром, вглядывается в него, но видит лишь отдельные штрихи в виде кошачьих следов.

   Бе­рясь за кисть, Кира не ставит перед со­бой цель что-то передать - просто, рисуя кошку, всматривается в себя. Получается портрет, например, рыжей кошки. Почему именно рыжей? Видимо, пото­му, что образ этой кошки соот­ветствует какому-то ощущению в ней.

Иногда ощущений может быть сразу несколько. Кто-то анализирует их в своем дневнике. А для Киры дневник - это ее картины. Она рисует, и получается, например, картина «Чувства-кошки», которая выражает и саму Киру и ее способ восприятия окружающего мира .

Названия картин рождаются сами со­бой, как отголосок ее ощущений. Иногда совершенно неожиданно...

Однажды соседские дети где-то подобрали серенького котенка и принесли Кире: «Тетя, вы добрая, возьми­те, а то нам мама не разрешает». Она взяла. Так постепенно набрала и всех остальных своих кошек и котят. Серячок вырос в очень самостоя­тельного, а затем и об­стоятельного кота, кото­рый приходил домой только поесть, а все ос­тальное время гулял без всяких обязанностей. И вот... попал «под кисть». Получился порт­рет - «Сытый мужчина».

Сытый мужчина Кот и пес 2 1997

«Сытый мужчина»

"Не пойму только, - удивляется Ки­ра, - почему на картине у него желтые глаза. На самом деле они зеленые. Мо­жет, как поест, так и желтеют? Или пе­ред тем, как он отправится на очередное свидание... Не знаю..."

       Вторая версия кажется более вероятной. Ведь с точки зрения энергетики все наши физические же­лания представляют собой грубые виб­рации, и, если вообразить их в цвете, то они будут окрашены в теплые тона: красный, оранжевый, желтый. Воз­можно, когда этот кот возвращается со свидания и ложится поразмышлять о чем-то возвышенном, глаза его вновь зеленеют и даже голубеют.

Иллюстрацией этой же мысли являются другие кошачьи портреты: «Сдаю квартиру», «Вышла на пен­сию», «Страховой агент», «Девственник», «Бывший член политбюро». Везде - желтые глаза, отражающие матери­ализм желаний и чувств. Но – какие разные оттенки душевных состоя­ний, передаваемые цветом и харак­тером зрачков! Разгорающиеся красные огоньки на дне желтых «фар» квартировладельца в пред­вкушении скорого обогащения; вер­тикальные блики белой пустоты в безысходно черных зрачках «пен­сионерки»; собранные и доброже­лательно цепкие зрачки «страхового агента»; целевой и в то же время немножко обиженный взгляд «девственника», на внутренний зов которого все никак не откликнется так долго и страстно им ожидаемая «прекрасная дама»; виноватый и усталый взгляд «бывшего члена Политбюро», на наших глазах прозревающего ошибочность курса партии на материальное благополучие народа.

Сдаю квартиру Кот и пес 2 1997

«Сдаю квартиру»

 

Бывший член политбюро

«Бывший член политбюро»

И в то же время широко распахнутые (как жаль, что малень­кие от природы) зеленые глаза «Сту­дентки» наглядно сигнализируют о хорошо налаженном учебном процессе. Зеленый цвет - цвет поз­нания. А голубой - цвет выращенных мечтаний, фантазий и полетов души. Понятно, почему наши глаза с воз­растом теряют голубизну и синеву.

Прав­да, в картине "Продавец" вместо как будто бы необходимых здесь желтых и даже красных (высшая точка кипения) глаз на вас смотрят зеленые, с разгора­ющимися оранжевыми зрачками. Но и тут все правильно: зеленый фон глаз - это как бы установка продавца на веж­ливое обращение с покупателями, а оранжевые, расширяющиеся зрачки - начинающаяся аллергия на того же по­купателя.

Продавец Кот и пес 2 1997

«Продавец»

Зеленый цвет глаз агрессивного кота в портрете «Азиат» как ни странно тоже выражает стремление познавать. Если вспомнить, Александр Македонский начал завоевание мира именно с этой целью.

В порт­рете «Вышла на пенсию» преобла­дающий белый цвет ассоциируется с больницей, лекарствами, гумани­тарным кефиром, густой синий фон - с чувством беспокойст­ва...

Вышла на пенсию Кот и пес 2 1997

«Вышла на пенсию»

 Пейзаж за «Сытым мужчиной» наоборот идиллическим уютом рисует картины семей­ного рая, которые на крыше в процессе уха­живания намурлыкивает своим дамам этот «донжуан».

    И все же дело не только в глазах, хотя в изображении ощущений (языка души) они играют главную роль. Важ­ны и цвет самого животного, и пейзаж, и фон, и детали. В портрете "Наперс­ница разврата" глаза зеленые, но под­свечиваются желтым огнем - зеркало холодного ума, контролирующего постоянное желание. Цвет шерсти тоже передает энергию желания, светящую­ся на голубом холодном фоне. А если учесть, что кошки целуются носом, как собаки - языком, то алый цвет носа ассоциируется с ярко накрашен­ными губами...

Кошки помогают художнице выразить и чрезвычайно простые чувства (картина «Желание») и очень сложные, например, опустошенность, погруженность в себя, раскаяние (картина «После греха») или самостоятельность, умиротворение (картина «Самодостаточность»).

   Галерея кошачьих образов ста­новится как бы мостиком в мир на­ших чувств, в собственную душу. В этом смысле работы Киры Деминой похожи на картины двух великих ху­дожников-примитивистов грузина Нико Пиро­смани (1862-1918) и француза Анри Руссо (1844-1910). Несовершенные с профессиональной точки зрения, они несут особую энергетику эмоций. Ее язык узнаваем, поскольку на нем общаемся все мы. Наделение этим языком жи­вотных делает их значительными и за­гадочными. Таков "Жираф" Пиросма­ни. Таков Лев в "Цыганке" Руссо. Та­кова "Наперсница разврата" Киры Де­миной.

   Кошки стали для нее постоянной призмой (не искусственной, а живой!), сквозь которую мир видится иным. С их появлением в доме в середине 90-х годов ей захотелось вновь взяться за кисть, ведь она рисовала с пяти лет. Правда, детское увлечение не стало профессией - водоворотом жизни ее отнесло к другому берегу: окончила Институт иностранных языков, стала преподавать английский в школе. Но вот вышла на пенсию, появилось сво­бодное время, в доме поселились кош­ки, и в наэлек­тризованном ими живом пространстве стали возникать идеи, образы, замыс­лы, она стала угадывать их желания, представлять себе, как они чувствуют.

     Но кошки - это толь­ко одно направление ее творчества, они как бы дали толчок ее фантазии. Их непредсказуемые позы, движения, желания заставляют ее вы­ключаться из бега по жизни и прислу­шиваться к себе, к ним. Чем ей непо­нятнее, тем больше диапазон поиска, тем быстрее душевное развитие, тем объемнее восприятие.

   "Вы знаете, - говорит Кира, - как смотрят кошки? Я не раз наблюдала, что они смотрят не в глаза, а как бы за человека. Никогда не обращали внима­ния? Я смотрю на них и чувствую, что им доступно видение чего-то такого, что человек пока не способен видеть и ощущать... Нам есть чему у них по­учиться... Когда вникаешь в это, появ­ляется сверхсознание, какая-то особая чувствительность. Кажется, что все можно понять..."

   Ее собственная палитра ощущений стала обогащаться. Вначале возник странный вопрос, как, например, выглядит запах молока... А розы? А си­рени? А ланды­шей? А свежескошенной травы? А запах утра над рекой? Потом можно перейти к зву­кам, затем - к вкусовым ощущениям. Какого цвета кислое? А горькое?

Простые вопросы и в то же время странные, потому что современному человеку, занятому бесконечным пре­одолением препятствий, они и в голову не приходят. Собственная Вселенная чувств и ощущений, которая подарена нам Природой, спит.

   И она стала рисовать чувства: страх, гнев, обиду. Возникла и мысль попробовать рисовать запахи, звуки, вкусовые ощущения. Кошки как будто выскребли из ее души все сте­реотипы, сквозь кото­рые мы смотрим на мир. И все стало необычным и удиви­тельным.


 

Это форма обратной связи, через которую вы можете отправить свое сообщение, комментарий или отзыв!