Кошки-чувства
Кошки, безусловно, существа загадочные. А для художника, умеющего в обычном видеть необычное, тем более. Кира Демина - не профессионал, а наивный художник, и, может быть, именно поэтому ее взгляд на мир не укладывается ни в какие привычные рамки. Она рисует ощущения. Для их передачи не нужны ни слова, ни формы, а средством передачи может служить все, что угодно. Например, кошки... Не рисовать она их не может, поскольку в квартире их целых 14!
Ею движет не заказ, а стремление запечатлеть свое ощущение, возникающее при взгляде на кошку. А взглядам этим несть числа, потому что, куда в ее квартире ни посмотри - кошка. Но женская мысль, потому и женская, что всегда не проявлена, всегда до своего рождения растворена в ощущении. Кире проще ….нарисовать. Нарисовала и, кажется, стало понятней, что она почувствовала. Кошки – своего рода вестники ее чувств.
Одна из ее картин так и называется – «Вестники чувств», на которой мир наших чувств это целая планета, а рассудок (два глаза) следит за этим миром, вглядывается в него, но видит лишь отдельные штрихи в виде кошачьих следов.
Берясь за кисть, Кира не ставит перед собой цель что-то передать - просто, рисуя кошку, всматривается в себя. Получается портрет, например, рыжей кошки. Почему именно рыжей? Видимо, потому, что образ этой кошки соответствует какому-то ощущению в ней.
Иногда ощущений может быть сразу несколько. Кто-то анализирует их в своем дневнике. А для Киры дневник - это ее картины. Она рисует, и получается, например, картина «Чувства-кошки», которая выражает и саму Киру и ее способ восприятия окружающего мира .
Названия картин рождаются сами собой, как отголосок ее ощущений. Иногда совершенно неожиданно...
Однажды соседские дети где-то подобрали серенького котенка и принесли Кире: «Тетя, вы добрая, возьмите, а то нам мама не разрешает». Она взяла. Так постепенно набрала и всех остальных своих кошек и котят. Серячок вырос в очень самостоятельного, а затем и обстоятельного кота, который приходил домой только поесть, а все остальное время гулял без всяких обязанностей. И вот... попал «под кисть». Получился портрет - «Сытый мужчина».
«Сытый мужчина»
"Не пойму только, - удивляется Кира, - почему на картине у него желтые глаза. На самом деле они зеленые. Может, как поест, так и желтеют? Или перед тем, как он отправится на очередное свидание... Не знаю..."
Вторая версия кажется более вероятной. Ведь с точки зрения энергетики все наши физические желания представляют собой грубые вибрации, и, если вообразить их в цвете, то они будут окрашены в теплые тона: красный, оранжевый, желтый. Возможно, когда этот кот возвращается со свидания и ложится поразмышлять о чем-то возвышенном, глаза его вновь зеленеют и даже голубеют.
Иллюстрацией этой же мысли являются другие кошачьи портреты: «Сдаю квартиру», «Вышла на пенсию», «Страховой агент», «Девственник», «Бывший член политбюро». Везде - желтые глаза, отражающие материализм желаний и чувств. Но – какие разные оттенки душевных состояний, передаваемые цветом и характером зрачков! Разгорающиеся красные огоньки на дне желтых «фар» квартировладельца в предвкушении скорого обогащения; вертикальные блики белой пустоты в безысходно черных зрачках «пенсионерки»; собранные и доброжелательно цепкие зрачки «страхового агента»; целевой и в то же время немножко обиженный взгляд «девственника», на внутренний зов которого все никак не откликнется так долго и страстно им ожидаемая «прекрасная дама»; виноватый и усталый взгляд «бывшего члена Политбюро», на наших глазах прозревающего ошибочность курса партии на материальное благополучие народа.
«Сдаю квартиру»
«Бывший член политбюро»
И в то же время широко распахнутые (как жаль, что маленькие от природы) зеленые глаза «Студентки» наглядно сигнализируют о хорошо налаженном учебном процессе. Зеленый цвет - цвет познания. А голубой - цвет выращенных мечтаний, фантазий и полетов души. Понятно, почему наши глаза с возрастом теряют голубизну и синеву.
Правда, в картине "Продавец" вместо как будто бы необходимых здесь желтых и даже красных (высшая точка кипения) глаз на вас смотрят зеленые, с разгорающимися оранжевыми зрачками. Но и тут все правильно: зеленый фон глаз - это как бы установка продавца на вежливое обращение с покупателями, а оранжевые, расширяющиеся зрачки - начинающаяся аллергия на того же покупателя.
«Продавец»
Зеленый цвет глаз агрессивного кота в портрете «Азиат» как ни странно тоже выражает стремление познавать. Если вспомнить, Александр Македонский начал завоевание мира именно с этой целью.
В портрете «Вышла на пенсию» преобладающий белый цвет ассоциируется с больницей, лекарствами, гуманитарным кефиром, густой синий фон - с чувством беспокойства...
«Вышла на пенсию»
Пейзаж за «Сытым мужчиной» наоборот идиллическим уютом рисует картины семейного рая, которые на крыше в процессе ухаживания намурлыкивает своим дамам этот «донжуан».
И все же дело не только в глазах, хотя в изображении ощущений (языка души) они играют главную роль. Важны и цвет самого животного, и пейзаж, и фон, и детали. В портрете "Наперсница разврата" глаза зеленые, но подсвечиваются желтым огнем - зеркало холодного ума, контролирующего постоянное желание. Цвет шерсти тоже передает энергию желания, светящуюся на голубом холодном фоне. А если учесть, что кошки целуются носом, как собаки - языком, то алый цвет носа ассоциируется с ярко накрашенными губами...
Кошки помогают художнице выразить и чрезвычайно простые чувства (картина «Желание») и очень сложные, например, опустошенность, погруженность в себя, раскаяние (картина «После греха») или самостоятельность, умиротворение (картина «Самодостаточность»).
Галерея кошачьих образов становится как бы мостиком в мир наших чувств, в собственную душу. В этом смысле работы Киры Деминой похожи на картины двух великих художников-примитивистов грузина Нико Пиросмани (1862-1918) и француза Анри Руссо (1844-1910). Несовершенные с профессиональной точки зрения, они несут особую энергетику эмоций. Ее язык узнаваем, поскольку на нем общаемся все мы. Наделение этим языком животных делает их значительными и загадочными. Таков "Жираф" Пиросмани. Таков Лев в "Цыганке" Руссо. Такова "Наперсница разврата" Киры Деминой.
Кошки стали для нее постоянной призмой (не искусственной, а живой!), сквозь которую мир видится иным. С их появлением в доме в середине 90-х годов ей захотелось вновь взяться за кисть, ведь она рисовала с пяти лет. Правда, детское увлечение не стало профессией - водоворотом жизни ее отнесло к другому берегу: окончила Институт иностранных языков, стала преподавать английский в школе. Но вот вышла на пенсию, появилось свободное время, в доме поселились кошки, и в наэлектризованном ими живом пространстве стали возникать идеи, образы, замыслы, она стала угадывать их желания, представлять себе, как они чувствуют.
Но кошки - это только одно направление ее творчества, они как бы дали толчок ее фантазии. Их непредсказуемые позы, движения, желания заставляют ее выключаться из бега по жизни и прислушиваться к себе, к ним. Чем ей непонятнее, тем больше диапазон поиска, тем быстрее душевное развитие, тем объемнее восприятие.
"Вы знаете, - говорит Кира, - как смотрят кошки? Я не раз наблюдала, что они смотрят не в глаза, а как бы за человека. Никогда не обращали внимания? Я смотрю на них и чувствую, что им доступно видение чего-то такого, что человек пока не способен видеть и ощущать... Нам есть чему у них поучиться... Когда вникаешь в это, появляется сверхсознание, какая-то особая чувствительность. Кажется, что все можно понять..."
Ее собственная палитра ощущений стала обогащаться. Вначале возник странный вопрос, как, например, выглядит запах молока... А розы? А сирени? А ландышей? А свежескошенной травы? А запах утра над рекой? Потом можно перейти к звукам, затем - к вкусовым ощущениям. Какого цвета кислое? А горькое?
Простые вопросы и в то же время странные, потому что современному человеку, занятому бесконечным преодолением препятствий, они и в голову не приходят. Собственная Вселенная чувств и ощущений, которая подарена нам Природой, спит.
И она стала рисовать чувства: страх, гнев, обиду. Возникла и мысль попробовать рисовать запахи, звуки, вкусовые ощущения. Кошки как будто выскребли из ее души все стереотипы, сквозь которые мы смотрим на мир. И все стало необычным и удивительным.