markГерман Арутюнов

официальный сайт писателя

melnica schastiya обложка1 обложка2обложка3 Обложкаtheatreoblozhzhka

Нарисуй мне вдохновенье

Картины с таким названием пока нет. Хотя рисовать вдохновенье призывал художников еще 200 лет назад русский поэт-романтик Василий Андреевич Жуковский (1783-1852):  

                        «Милоблагостный художник,

                        Нарисуй мне вдохновенье.

                        Удивленье, изумленье,

                        Потрясенье, откровенье,

                        Чтоб взглянув на полотно,

                        Я воскликнул: «Вот оно!»,

                        Чтобы сладость светлых слез,

                        Уходя, в душе унес…»

            Но такую картину обязательно напишут. Или сама художница Кира Демина, о которой пойдет речь, или кто-то из юных пока художников, кого воспламенит идея воспроизводить на полотне чувства по ассоциациям.

Демина Кот и пес 2 1997

            Впервые подобные картины («Покой», «Дружба», «Истина»), пожалуй, начал писать великий литовский художник Миколоюс Константинос Чюрленис(1875-1911).

            Но еще раньше привлек внимание к ощущениям, как целым обитаемым мирам, итальянский философ и коммунист-утопист (в душе - наивный художник) Томмазо Кампанелла (1568-1639) в своей книге «Философия, доказанная ощущениями».

            «Нам кажется, - писал Кампанелла, - что предметы не ощущают, не чувствуют, потому что они не говорят. Но ведь речь это более медленное выражение мысли или чувства, чем сама мысль или само чувство…»

            Наивные художники чувствуют, что говорят предметы, и переносят эти чувства на полотно. Поэтому их картины интересны именно невидимым нам языком, на котором разговаривает окружающий нас мир. Интересны настолько, что нас не отталкивает несовершенство их мастерства.

            Их способ познания – не разрушение (чтобы посмотреть, что внутри), а приобщение, даже уподобление приобщаемому. Такой подход свойственен наивным людям, в том числе и Кампанелле, который писал 400 лет назад:

            «Постигать внешние предметы – значит испытывать воздействие от них и даже становиться этими предметами…»

            В своем восприятии он брал пример с Солнца, которым восхищался.

            «В материи небесной, - писал он, - господствует тепло, так как высшим воплощением небесного огня и тепла является Солнце. Тепло – источник движения, истинная причина возникновения, и изменения вещей…»

            Если присмотреться, то можно заметить, что большинство картин наивных художников теплые, почти все линии плавные и практически нет острых углов. Тепло в их картинах это проявление наивной любви, теплого, солнечного чувства к миру.


 

Это форма обратной связи, через которую вы можете отправить свое сообщение, комментарий или отзыв!