markГерман Арутюнов

официальный сайт писателя

melnica schastiya обложка1 обложка2обложка3 Обложкаtheatreoblozhzhka

Отражение цветка (о смысле жизни)

Отражение цветка

            Смысл жизни такая сложная тема, что многие об этом вообще не думают. Хотя, если бы это было насущно или тем более модно, то все бы об этом думали. У нас так и было в начале 60х годов после полета Юрия Гагарина, когда считалось важным сделать что-то полезное для страны, для своего рода, своего народа, и все дети хотели стать космонавтами, а все девочки – врачами или геологами.

            А сейчас, когда целью жизни считается успех, благополучие, благосостояние, тема смысла жизни отодвинута на задний план, как и тема совести. Но не только из-за этого, но и потому что самое ценное и должно быть далеко запрятано. Для чего? Чтобы это не мешало жить. Потому что, если все задумаются о смысле жизни, то для некоторых людей это будет остановка. То есть надо все бросать и начинать только и думать на эту тему. И некогда уже просто жить. Потому что направлений много, что выбрать, как понять, что твое, а что не твое…

            Поэтому большинство людей вообще не думает о смысле жизни. Просто живет и живет. И в этом есть свой смысл. Потому что, если все начнут думать о смысле жизни, то кто же будет жить?

            В природе как раз все просто и живет, не думая ни о каком смысле. Деревья растут и растут, цветы распускаются и пахнут, облака гуляют по небу, дождь идет, вся живность утром просыпается и начинается их занятый привычными заботами день…В природе смысл жизни как бы растворен в самой жизни. И нечего особенно над ним задумываться, потому что все что ни делает в природе любое живое существо, оно старо как мир, сотни и тысячи раз повторяется и повторяется. Это поиски пищи, обустройство жилища, размножение, гигиена, игры…Большинство людей так же и живет, особенно не задумываясь и переходя от одного дела к другому. То есть просто жить – это смысл жизни для большинства людей.

           001

Просто жить и радоваться

Но часть людей (их немного и обычно это люди, склонные к философии и к осмыслению всего) задается-таки вопросами о смысле жизни и пытается искать на них ответы. И нередко, особенно в молодости человек, думая о смысле жизни, упирается в тупик. Примерно так:

Зачем жить?

Чтобы развиваться.

А зачем развиваться?

Чтобы ориентироваться в пространстве.

А для чего?

Чтобы куда-то двигаться?

А для чего?

Для того, чтобы куда придти.

А для чего куда-то придти?

            Все. тупик. на этот вопрос уже вроде бы и нет ответа. По крайней мере, сразу…Но в этом тупике заключена какая-то огромная тайна, потому что, когда мы заходит в тупик, у нас количественное познание заканчивается, и наступает …пауза…И, оказывается, что эта пауза нам нужна, чтобы мы из своего тупика куда-то не шагнули и даже не двинулись, а сразу прыгнули выше. Скажем, не на ступеньку, а даже на две или на три.

002

Тупик – преддверие рассвета

Почему мудрецы во все времена говорили и говорят: не бойтесь пауз, не бойтесь тупиков…Потому что за тупиком следует переход в какое-то новое качественное пространство…Видимо, так Создатель придумал и запланировал и запрограммировал этот мир…

            Ведь сам Творец, как мы знаем из Библии, создал мир за шесть дней. Ну, создал. Стряхнул с рук пыль. Улегся на облако отдыхать. А потом что делать? Рано или поздно лежать-то надоест. Тупик…Это у Создателя!? Да и у Создателя. А человек ведь создан по образу и подобию Божиему. И мы тоже после каждого выполненного дела ложимся вместо облака на диван и думаем, чем дальше заниматься. И в этом кажущемся тупике заложено дальнейшее развитие.

            Мне кажется, стоит этому учить в школе. Даже в детском саду. Тому, что после тупика наступает не пустота, а напряжение, как раз нужное для вольтовой дуги, для чего-то нового, для прыжка на две ступеньки вверх, для творчества. А люди этого не знают, и, мучимые этой пустотой и этим напряжением, пытаются расслабиться (выпить, покурить, покуролесить).

Кто-то пускается во все тяжкие, кто-то садится в машину и гонит со скоростью 150 км в час, кто-то, как буревестник у Горького, «кричит, и тучи слышат ярость в смелом крике птицы…» Кто-то, если пауза возникает в процессе работы, начинает как герой мультфильма «Фильм, фильм, фильм» биться головой о стену, чтобы вернулось вдохновение.

            А, если бы нас с детства учили, что в тупике и в паузе начинается самое продуктивное, то мы бы не разрушали себя и все вокруг себя, а спокойно бы ждали, когда пауза кончится…Или, помня, что впереди новая ступень, не паниковали бы, а искали бы эту новую ступень…То есть жизнь станет в этом случае менее разрушительной и более осмысленной и полезной…

            Ведь, если оглянуться, разрушением охвачены массы людей. Кто ходит в ночные клубы? Люди, которые что-то ищут, хотят реализовать свой творческий потенциал…Реализовать через разрушение себя. И ночной клуб это делает: бьет по барабанным перепонкам, травит алкоголем и наркотиками, предлагает что-то экстремальное – карты, рулетку и прочее…Все дергаются в конвульсиях под этот ритм. под этой шум, под этой вой…Разрушается восприятие и адекватность поведения…Тонкость слуха притупляется, потому что в таком шуме, чтобы расслышать друг друга, надо кричать…В таком грохоте возникают в сознании не тихие и нежные ассоциации (погладил котенка или щенка, восхитился закатом, вдохнул запах травы и цветов), а соответственно агрессия, крик, злость, раздражение, подсознательно активизируется инстинкт разрушения. Разве что положительного в этом то, что человек разряжается, снимает свое напряжение…но снимает не через отвлечение прекрасным, переключением на прекрасное, а притуплением ощущений реальности. Поорал в этом гвалте, послушал, как орут другие, подергался, набрался, и вроде уже душа не так беспокоит…

            Человек часто неудовлетворен жизнью из-за пауз. Что-то закончил, а потом нечего делать. И это давит, раздражает. У творческих людей нарабатывается переключение.

            Скажем, поэт Самуил Маршак, надоедало ему писать стихи, начинал заниматься переводами, потом переключался на дневник, потом на редактирование чужих текстов, потом читал книги, отвечал на письма, сам писал, просил за кого-то…

            Оноре де Бальзак, например, эти паузы заполнял чашечками кофе. Одну за одной, 20 чашечек за ночь…Писал ночами, с часу до семи…Об этом талантливо написал поэт Владимир Марфин…

«Месье Оноре де Бальзак
писал свои романы так,-
он был большой затейник,-
и перед тем, как сесть писать,
велел воды себе подать
и с кофием кофейник.
Под стол он ставил всякий раз
воды холодной полный таз,
совал в ту  «прорубь» ноги,
а после кофий наливал,
благоговейно попивал,
и подводил итоги..»

003

Бальзак и кофе

Кто-то дрова пошел рубить, злить собаку. Хозяйка сварила борщ, у ней пауза, творческий тупик, и начинает к сыну приставать: а ты уроки сделал? Если сделал, ищет другую причину придраться…найти выход своей паузе…Другое дело, что разные уровни творчества – кто-то сочиняет гимн Советского Союза, как Михалков, а кто-то варит борщ…

            Поскольку мы вначале предположили, что смысл жизни в самой жизни, по крайней мере, у большинства людей, то тупики возникают сплошь и рядом после самых незначительных действий…И человеку важно эту возникшую паузу как-то преодолеть. Если не удается, он становится разрушителем…

            Это, если смысл жизни в самой жизни. Ну, а если кто-то думает о смысле жизни и ищет его…Таких людей мало, но они есть…Это люди, которые по отношению к жизни задают вопрос не что и не как, а почему или даже зачем. Им тяжело, потому что они бы и хотели просто жить и радоваться самой жизни, как другие, а не могут. Им все время хочется понять какой-то смысл, скрытый, не видный на поверхности…И куда бы такой человек не пошел, не поехал, чем бы ни занимался, но все время приходит к умственному тупику, как шекспировский Гамлет в своем знаменитом монологе:

«Быть или не быть? Вот в чем вопрос. Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы    

Иль надо оказать сопротивленье…

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть, забыться…

И знать, что этим обрываешь цепь

Сердечных мук и тысячи лишений,

Присущих телу…Это ли не цель

Желанная? Скончаться, сном забыться…

Уснуть и видеть сны? Вот и ответ

Какие сны в том смертном сне приснятся,

Когда покров земного чувства снят?

Вот в чём разгадка. Вот что удлиняет

Несчастьям нашим жизнь на столько лет.

А то, кто снёс бы униженья века,

Неправду угнетателей, вельмож

Заносчивость, отринутое чувство,

Нескорый суд и более всего

Насмешки недостойных над достойным,

Когда так просто сводит все концы

Удар кинжала! Кто бы согласился,

Кряхтя, под ношей жизненной плестись,

Когда бы неизвестность после смерти,

Боязнь страны, откуда ни один

Не возвращался, не склоняла воли

Мириться лучше со знакомым злом,

Чем бегством к незнакомому стремиться!

Так всех нас в трусов превращает мысль,

И вянет, как цветок, решимость наша

В бесплодье умственного тупика…»

004

Гамлет: «Быть или не быть?»

Действительно, очень трудно жить на свете, когда ты все время приходишь к тупику. Притащил тебя ребенок в зоопарк, и остановились у клетки с жирафом. И ребенок спрашивает:

            «Папа, а почему него такая длинная шея?» Отвечаешь:

            «Ну это для того, наверное, чтобы доставать листочки с высоких деревьев…»

            «А почему у меня нет такой длинной шеи? Я, может, тоже хотел бы доставать листочки с высоких деревьев…»

            Ребенок познает, живет и познает, он еще не гонится по жизни, подобно загнанной лошади, как родители. Поэтому задает вопросы и часто оказывается в тупике…А папа чешет в затылке и впервые задумывается: а в самом деле, почему у людей нет такой шеи, как у жирафа?

            Ответ находится подходящий, хотя и не по существу:

            «Потому, сынок, ты и не жираф, а человек…»

            У ребенка тупик, Что тут еще спросишь…А папа тоже влез в этот тупики, и начал думать об этом, ему интересно стало думать в этом направлении…И уже у него самого возникают новые интересные вопросы: А в самом деле, а почему у нас у всех шеи не такие длинные как у жирафа? А следом возникает вопрос уже близкий к смыслу жизни: почему один жираф, а другой не жираф? Он жираф, он за загородкой, я на свободе и я не жираф, почему?

            И тогда начинаешь приближаться к Создателю.…То есть в больших вопросах мы приближаемся к Творцу. 

005

 

В возвышенном мы тянемся к Творцу

Как бы входим в него, примериваем на себя его роль, начинаем смотреть на жизнь его глазами. В самом деле, а почему мир такой разнообразный, кто-то – жираф, а кто-то – крокодил…Быть крокодилом не очень-то приятно. Жить в болотной тине, бросаться на все, что движется и глотать, не жуя. Не очень-то приятно…Нас вот заставить глотать не жуя…Каково? Тогда вообще есть не захочется. А он глотает…И доволен. Схватил, проглотил и жмурится на солнышке, отдыхает…

            Так вот, представишь себя на месте одной такой Божией твари, другой, задашь себе вопрос: для чего все мы такие разные? И сам себе ответишь: наверное, для разнообразия, для какого-то незримого взаимодействия друг с другом, как разные винтики и шестереночки в часах, все разные, разных размеров и форм, а вместе составляют часы, которые показывают время. Для чего? Непонятно. Наверное, тоже для чего-то, что мы пока не понимаем…Хотя смысл жизни Творца вроде бы прорисовывается – это создавать мир или миры, в которых все разное, но вместе как-то взаимодействует и дополняет друг друга…

            Хотя, то, что мы себе объясняем, возможно, совсем не то, что есть на самом деле. Но нам так удобно. Например, мы объясняем себе и всем другим, что крокодил нужен, чтобы подбирать слабых и больных животных, и, как волк – санитар леса, так крокодил – санитар болота. А на самом деле, может, и не санитар, а главный хирург.

            То, что смысл жизни – в самой жизни, это многие понимают и догадываются, даже дети. Когда в одной школе задали сочинение на тему смысла жизни, один мальчик написал:

            «Меня зовут Сергей. Мне 13 лет. Я учусь в школе, в 7 классе. В своем сочинении я хочу рассказать о мире, в котором я живу.
            Мой мир - это семья, школа, общение с друзьями, увлечения и мой внутренний мир. Семья - самая главная часть моего мира. Это мой дом, где меня всегда ждут, мои родные и близкие люди, которые рады мне и любят меня. Мой папа очень серьезный и занятой человек. Он много работает. Но мы находим время для общения. У нас с папой общее хобби - разведение аквариумных рыбок. Они живут в большом аквариуме, я кормлю их и меняю воду. Рыбки очень красивые, за ними интересно наблюдать.

            Моя мама очень хорошая и добрая, заботится о каждом члене нашей семьи. Она вкусно готовит, любит цветы и старается сделать нашу квартиру уютной и красивой. У мамы есть попугай и я помогаю его кормить.

            Моя сестра Вероника еще маленькая, ей 4 года. Она ходит в детский сад и в секцию фигурного катания. Я её очень люблю и стараюсь быть хорошим примером.

            Мои бабушка и дедушка живут недалеко от нас, я стараюсь навещать их, при встрече рассказываю все свои новости.

            Другая бабушка живет в деревне. У неё большой дом и сад, где растут яблони, вишни и много цветов. Особенно я люблю розы! Кажется, что попал в английский сад. У бабушки живут куры и петухи. За ними очень интересно наблюдать. Куры несут яйца, а петухи дерутся. Ещё там есть ульи с пчелами. Бабушка всегда угощает меня медом. Мы приезжаем в деревню летом, чтобы отдыхать, купаться и набираться сил.
           Школа - важная часть моего мира. Здесь я провожу очень много времени. В нашей школе очень хорошие учителя, которые интересно преподают предметы, помогут с трудным материалом. На уроках всегда узнаёшь много нового. Я стараюсь хорошо учиться, но не всё пока получается. Ведь очень важно получить хорошее образование, чтобы в будущем иметь достойную работу и жизнь.
           Друзья – самая веселая часть моего мира. Друзей у меня немного, но они все настоящие. С другом становится веселее даже в самый мрачный день. Друг поможет с трудным заданием по математике, поддержит в трудный момент. Летом мы с друзьями катаемся по городу на велосипедах, зимой ходим в бассейн и на каток. Но самое любимое занятие с друзьями – компьютерные игры!
           Мой внутренний мир – это я сам, мои мысли, чувства, переживания. Я люблю, когда идет снег и укрывает город. Мне нравится идти ранним утром в школу, когда ещё темно и тихо. Это настраивает меня на учебу. Я люблю, когда идет дождь за окном. Мне нравится смотреть на него и мечтать. Я люблю, когда мы ездим отдыхать всей семьей на море. Мне нравиться плавать в море, нырять со специальной маской, представлять себя обитателем моря - это очень интересно…»

            То есть человек рассказывает о том, что доставляет ему удовольствие. Все мы тоже говорим в первую очередь о том, что нам интересно, приятно, о чем приятно рассказывать. Этот маленький человек пишет о смысле жизни, в которой он растворен, как все счастливые люди. И это не просто жизнь, это цикл, то есть круг привычных действий. которые повторяют и повторяются, как движение стрелки часов по кругу, и оказывается, что это нам необходимо, ощущать эту цикличность, эту непрерывность самых обычных действий. Так создается иллюзия, что жизнь неуничтожима, вечна никогда не кончится, иллюзия бессмертия…
            Почему часть людей не довольствуется, в отличие от этого мальчика, самим процессом жизни? Потому что их жизнь, видимо, не цикличная, не такая приятная, она не так хорошо налажена, она не такая полная. То есть полная жизнь, это когда есть папа и мама, бабушки и дедушки, есть цикл, то есть определенный ритм жизни с устоявшимися делами и событиями, с приятными традициями.

            Четкий ритм, создающий чувство полноты жизни, это от Творца, от Бога, от Создателя, который, видимо, привык все делать равномерно и последовательно, потому и мир создал в течение шести дней, чтобы на седьмой отдохнуть. И этот ритм лег в основу устройства солнечной системы (годовое вращение Земли вокруг Солнца и суточное вокруг своей оси) и жизни всего человечества. И тот, кто сбивается с этого ритма, живет безалаберно и хаотично, переставая понимать и считать, где начало недели и где конец, просто теряет ощущение полноты жизни…

            Возможно, где-то есть миры, устроенные и живущие не по семидневному ритму, а по трехдневному или пятидневному. Мы этого не знаем…Но ритмы (семь, три, пять) есть везде и они определяют особенность разных миров…

            Очевидно, и каждый человек отличается от других, подобно мирам, своим ритмом. Почему все нумерологии и говорят о том, что легче будет каждому из нас понять смысл своей жизни, если найти свое число. Первым над этим задумался еще 2500 лет назад древнегреческий философ Пифагор. И он пришел к выводу, что заветное число для каждого находится сложением всех цифр рождения: года, месяца и числа. Конечная сумма и является таким числом. Скажем, 15.05.1950 это 15+5+1+9+5= 35=3+5=8. Чисел таких 9 и каждое соответствует планете солнечной системы. А каждому такому числу соответствует ряд качеств и рекомендаций, чем человеку надо в жизни заниматься. И приводятся примеры с великими людьми…

006

Пифагор: «Все есть число…»

И действительно, все построено на цифрах, то есть на ритме. Каждый звук это какой-то тон, и их всего 7 тонов или 12 полутонов. И из разного сочетания этих тонов и полутонов состоит музыка, наша речь, любые звуки окружающего мира. И, если каждый тон или полутон пронумеровать, то вся звуковая гамма мира состоит из сочетания цифр…А язык компьютера с его нулями и единицами, цепочки нулей и единиц, двоичный код, в котором только два знака – ноль и единица…Любая компьютерная программа состоит из нулей и единиц. Таким образом, любое явление нашего мира можно передать через сочетание нулей и единиц….     

Люди, задумывающиеся о смысле жизни, пробуют себя в разных областях, меняют профессии, чтобы найти себя. Таким был, например, Максим Горький…Решив для себя в какой-то момент, что жизнь бессмысленна, потому что он задает вопрос «в чем смысл жизни», а ответа не находит, он даже пытался застрелиться…Слава Богу, неудачно. А потом однажды в какой-то древней китайской книжке, кажется, сборнике изречений Лао-Цзы, он прочитал стихотворение:

            «Я хотел поймать в воде отражение цветка,

            Но один зеленый ил подняла моя рука…».

007

И он вдруг понял, что несколько тысяч лет назад мудрец Лао-Цзы, а если не он, то уж во всяком случае такой же человек как он, Горький, точно так же искал смысл жизни и не мог найти. И он подумал: Раз не я один ищу смысл жизни, значит в этом что-то есть…Значит не так уж это бессмысленно…Значит в этих тупиках тоже есть какой-то смысл. И ему стало легче…Если бы все, кто время от времени заходит в тупик и кому жизнь в определенный момент вдруг кажется бессмысленной, знали, что тупик это не конец, а только начало чего-то нового…Самоубийств было намного меньше…

            И действительно, в жизни масса примеров, когда конец – это только начало. Взять, шекспировскую повесть «Ромео и Джульетта». Ромео был безнадежно влюблен в не отвечавшую ему взаимностью красавицу Розалинду, у которой, кстати, смысл жизни был в том, чтобы отвергать мужчин и наслаждаться их страданиями. И Ромео думал уже, что его жизнь кончена и ничего хорошего в ней уже не будет. И тут, когда он уже был на грани самоубийства, он встретил Джульетту. И скольких молодых людей, которых отвергли девушки, такие встречи спасали от самоубийства. А Гете написал роман «История молодого Вертера», и это наоборот, привело к серии самоубийств, прокатившихся по Германии…Почему, потому что роман заканчивается тем, что герой кончает жизнь самоубийством…И некому было сказать этим несчастным, что после тупика все только начинается…

            Это великая истина, потому что в основном тупики делают жизнь неприятной, а иногда и невыносимой. Скажем, родители ругаются, и ребенок не может их примирить, это один тупик, а потом они разводятся, это окончательный тупик, когда кажется, что жизнь рухнула…

            Если при разводе родителей цикличность жизни сохраняется, то есть он может видеть и маму и папу, если живет с отцом, то отец не запрещает видеться с мамой и ее родителями, и, если живет с мамой, то и она не запрещает видеться с отцом и его родителями, то чувство полноты жизни остается и воспринимается и как смысл жизни…

008 

           А   Когда цикличность есть (как в природе) жизнь идет сама собой, и смысл жизни заключается в самой жизни…Везде в природе жизнь не имеет смысла с нашей человеческой точки зрения, когда мы под этим смыслом подразумеваем достижение каких-то новых результатов, выполнения каких новых задач, но имеет смысл как поддержание всеобщей цикличности и сохранения всех этапов этой цикличности. В природе все повторяется и все одно и то же. И животные, птицы или рыбы, если и ищут что-то, то не смысл жизни, а пищу, безопасное место для гнезда, соперника или пару для продолжения жизни.

            И только человек этим не довольствуется и в своих поисках упирается в тупики. Зато каждый такой поиск обогащает человечество или новой трагедией или новым открытием…Так что люди, ищущие смысл жизни, питают своими поисками и своей энергией высшие духовные сферы. Почему в Средние века по умам и по философским трактатам ходила такая фраза, что «Главный смысл жизни – вращение светил.»? Потому что в другом трактате можно было прочитать, что «при вращении светил слышится небесная музыка…» А в третьем, что, «если эта музыка перестанет звучать, и эти светила перестанут вращаться, наступит конец света…»

            Это образное или духовное объяснение всеобщих взаимосвязей. Если сказать реально и цинично, то Творец или Высший Разум просто уничтожит человечество, оно перестанет быть ему интересным…

            Цикличность как раз поддерживает гармонию взаимосвязей. А когда она нарушается, то трагедия начинается с человека, с одной человеческой маленькой жизни, о чем мы узнаем из обычного школьного сочинения. В нем мальчик написал:

            «Когда я вырасту, я буду киллером. Это очень интересная профессия. С помощью ее я буду развивать мое мастерство снайпера и зарабатывать много денег. Я буду ездить по миру и убивать важных людей. У меня будет хорошая винтовка и с ее помощью я смогу достичь многого…»

            То есть этому десятилетнему мальчику совершенно наплевать, сколько страданий он может принести людям. Особенно, если убьет хорошего человека, осиротив всю его семью, лишив близких отца, сына, брата…

            Вообще люди в своих размышлениях о смысле жизни приходят к разным интересным мыслям. Великие люди или люди, добившиеся в жизни чего-то значительного, записывали эти мысли в дневник, а потом включали в свои книги. Вот несколько таких записей:

            Из книги философа Виктора Франкла "Человек в поисках смысла"

            «Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл их жизни. Жизнь всегда тем более осмысленна, чем труднее она дается» 
            «Как человеку разобраться, каким он должен быть?- задал вопрос в одной из своих книг Иоганн Вольфганг Гёте и сам же на него ответил -Старайтесь исполнять свой долг, и вскоре вы узнаете, что же есть вы.»

            Из книги «Уроки жизненной мудрости» актера Керка Дугласа:

            «Я говорю сыновьям, что у меня в детстве были преимущества, которых они лишены. Я родился в очень бедной еврейской семье, в самой ужасной нищете. Мне некуда было двигаться, кроме как вверх.

            Когда меня позвали в Голливуд в первый раз, я отказался. Потом родился Майкл, а денег не было, и я приехал. Иногда то, что связывает, в то же время и дает свободу.»

            Некоторые люди жалуются на разные трудности: «Зачем мне все эти проблемы, почему именно на меня они сваливаются?» А на самом деле, оказывается, что все это для чего-то нужно. Взять хотя творчество, мы знаем много примеров, когда человек начинает творить именно после каких-то неудач или несчастий. Недавно отмечали 150летие со дня рождения Ивана Бунина, так вот, если бы в 1892 году его невеста Варя Пащенко согласилась выйти за него замуж, то он, возможно, так и не стал бы тем значительным русским писателем, которого мы знаем. Во всяком случае, после ее отказа он был в отчаянии, почти на грани самоубийства, и в нем включился какой-то более высокий творческий уровень, у него начался очень продуктивный период творчества.

009

Всего жизненно-важных уровней у человека семь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Начиная с зеленого все уровни творческие. И включение этих уровней часто происходит именно от несчастий, от страданий. Например, творчество Ф.Достоевского. И именно уже на голубом уровне возникают мысли о смысле жизни. Поэтому задача педагогики – включать все эти уровни в ребенке. Тогда он быстрее найдет свой смысл жизни, раньше начнет реализовывать себя и сделает больше полезного.

            Вообще, если помнить, что мы созданы по образу и подобию Божиему, то для реализации себя, своих возможностей можно ставить себя на место Творца и спрашивать себя, что бы и как бы сделал Он. Это, как ни странно и не абсурдно звучит, приближает нас к Творцу и пробуждает наши высшие творческие силы. Как говорится в Евангелии от Матфея: «Просите, и дано вам будет…» Чем больше мы вспоминаем про Творца, тем ближе к нему и тем больше как бы становимся ИмНас выстраивал Высший Разум и он в нас невольно заложил все свои возможности и способности.

А то, что многие эти способности в себе не открывают, это не только потому, что не хотят. Просто мир должен быть разнообразным. Кто-то должен считать звезды на небе и задумываться о судьбах человечества, кто-то – вкладывать деньги в какие-то проекты, а кто-то просто считать деньги в своих и чужих карманах…Кто-то должен просто жить, как трава растет. Кто-то должен думать, а почему я живу, как трава растет? А кто-то должен распуститься как цветок и источать благоухание. Это уже более тонкий          уровень…А кто-то должен вдруг подумать: а раз я распустился как цветок, то не могу ли попросить ветер, чтобы он меня поколыхал…А, если я вышел на ветра и обратился к нему и он меня услышал, то не могу ли я спросить его, почему сегодня он меня услышал, а вчера не откликался?

Система взаимосвязей, тонкие ниточки небесных колокольчиков, которые все тихо перезваниваются, потому что мы за эти ниточки дергаем…И на каждый звук, на каждую вибрацию возникают свои вопросы, все разных уровней, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий. фиолетовый…Выходя на каждый уровень, мы решаем какую-то свою задачу. А, не вышли, это наша вина. Или время еще не пришло…Или просто это наш уровень и нам на нем хорошо. И другим от этого хорошо. Разве плохо, когда пекарь печет замечательный хлеб? Разве лучше, если он забросит хлеб и начнет писать плохие стихи?

Какой-нибудь гений типа Эйнштейна в силу разных обстоятельств (идея не внедряется, книга застряла в издательстве, жена упрекает, что не видит помощи от него как от мужа, сын не хочет общаться, упрекая в равнодушии к себе, коллеги от зависти интригуют) ощущает тупик и хочет покончить с собой. И вот он идет мимо пекарни, откуда плывет запах свежего хлеба. И он так упоителен, этот запах, что спасает гения от самоубийства…

010

Тем более, что тупики, как и несчастья, – это не конец, а начало чего-то нового…Об этом говорят многие великие люди. О том, что никогда нельзя опускать руки, что еще чуть, и все меняется, и открываются новые возможности, и фортуна поворачивается к тебе лицом…

Влияет поиск смысла жизни на окружающий мир? Конечно, влияет. Потому что в поисках смысла жизни мы начинаем искать точку приложения. И тем самым приближаемся к своему смыслу жизни…А тот кто не задает вопросов, может просто проскочить мимо своего смысла жизни, мимо своего предназначения…

В этом смысле замечательны вальдорфские школы, где с самого начала педагоги начинают дергать за разные колокольчики души, чтобы нащупать что-то уникальное в каждом ребенке. И главным образом через ритм, которым пронизаны все занятия, и через повторы. То есть везде включается обряд. Все делается через повторяющиеся ритмические движения под музыку. Тексты читаются вслух с жестами и движениями тела, так что слышится музыка текста.…Ритм разный, но это-то и позволяет каждому уловить в себе свой собственный ритм. А потом уже педагог может вместе с учеником начать изучать этот ритм, убыстрять или замедлять его, находя в нем новые краски. И ребенок выходит из такой школы с догадкой о своей уникальности и с нацеленностью на поиск своей области в культуре, технике или природе.

011

В вальдорфской школе

Есть смысл жизни у животных? Животные (и птицы, и рыбы, и насекомые) не задумываются над смыслом жизни, и это хорошо, потому что они обеспечивают цикличность жизни. Не то что человек, который может вдруг не захотеть больше иметь детей….Весь мир природы живет на трех энергетических уровнях (красный, оранжевый, желтый – это еда, размножение и обустройство). И чуть осваивает зеленый уровень познания.

И только человек включает в себе остальные четыре уровня (зеленый, голубой, синий и фиолетовый).

            Влияет ли поиск смысла жизни на судьбу? Конечно, влияет. Если человек задумывается о смысле жизни, то он как бы напрягает Вселенную своими запросами и ему быстрее приходит ответ, он быстрее находит точку приложения своих сил. То есть когда человек догадывается о своем предназначении, то жизнь его складывается удачнее. У Высшего Разума или Создателя нет замысла относительно каждого человека – не случайно нам дается свобода воли. Если бы он задавал каждому определенную судьбу, Ему было бы не так интересно наблюдать за нами. А так мы непредсказуемы. Хотя какое-то зерно, какая-то программа закладывается. Но, в отличие от дерева, у нас намного больше свободы, чем мы и пользуемся…

012

В заключение скажу о себе. Всю жизнь я решаю одну и ту же проблему – пытаюсь понять смысл жизни. Не очень практичная задача с точки зрения реальной жизни. Потому что для успешной и комфортной жизни надо ставить конкретные задачи чего-то добиваться (интересной специальности, престижной работы, приличной зарплаты, а как следствие и достойного положения в обществе и материальной обеспеченности). Но мне задачи реальной жизни всегда были не так интересны, как главная задача.

            Во-первых, потому что я от кого-то узнал, что надо двигаться туда, куда тянет, и делать то, что интересно.

Во-вторых, я чувствовал, что реальная жизнь это только верхушка айсберга, наименее интересная и значимая, большая часть которого скрыта под водой, что, реализуя цели реальной практической жизни, мы не включаем какие-то высшие центры в нас, которые заложены, запрограммированы в нас природой или высшими силами, запустившими эксперимент с человечеством..

            И мне стало интересно понять, что такое обряд, как механизм превращения обычного состояния материи в энергетический. Все церемонии в храмах, костелах, мечетях и синагогах построены на обрядах. Все тексты в Библии, Коране и Талмуде построены на повторениях, то есть на обрядах…Задумаешься об этом и начнешь в обыденности и в повторяемости видеть нечто важное…Тогда и токарь, вытачивая деталь и многократно совершая однообразные движения, будет не раздражаться на эту однообразность и повторяемость, а наоборот, испытывать удовольствие, ожидая, что в какой-то момент количество перейдет в качество и возникнет всплеск энергии…

            По традиции заканчиваю тему своим стихотворением.

            Поскольку я свой смысл жизни вижу в вопросах, в том, чтобы озадачивать живой космос, окружающий нас, то озадачу его еще раз…

«В чем смысл всего?» во мне возник вопрос.

Зачем тащусь по этой жизни бренной?

Иль я другие темы перерос,

Раз начал поиск смысла во Вселенной?

И чем я мыслю? Нешто головой

И серым веществом, что в ней хранится?

И почему, почти что сам не свой,

Когда вдруг мысль должна на свет явиться?

Конкретные вопросы – ерунда:

Что делать? Как? На месте оставаться?

Вопросы без ответов – это да!

Сойти с ума или на нем топтаться?

Когда зачем приходит мне на ум,

То бесконечность слова потрясает.

И, сколько б ни теснилось разных дум,

Любая новый смысл открывает.

На чем остановить нам мыслей бег,

Чтобы наглядно Истина предстала?

Нет, как бы ни старался человек,

Любой ответ далек от идеала…

Герман Арутюнов

В возвышенном мы тянемся к Творцу


 

Это форма обратной связи, через которую вы можете отправить свое сообщение, комментарий или отзыв!