markГерман Арутюнов

официальный сайт писателя

melnica schastiya обложка1 обложка2обложка3 Обложкаtheatreoblozhzhka

Рождество

260 1W0 7

80х60 см. Холст, масло. 1999 год

Пик русской зимы, январь – «студень». В 27 дымы над избами стоят вертикально на фоне голубого театрального неба; шар солнца, слепящий глаза до слез; на снегу лежат шелковые акварельные тени; звенящий воздух, как будто ты стоишь в огромном амфитеатре; хрустит снег под ногами, трещат столбы, стволы деревьев и срубы домов; на щеках девушек румянец, а кончики пальцев покалывает от мороза; на кустах, как ягоды, висят розовыми шариками снегири. Куст справа ими прямо усыпан. С него, можно сказать, и началась картина, потому что именно такой куст, весь в густом-густом инее, который бывает только под Рождество, увидел художник и решил его нарисовать.

Русский человек все делает со страстью, а уж как празднует и к праздникам готовится – тем более. Вот и эти две женщины, вроде ничего особенного и не делают, кроме того, что мелют языками, но в их позах и лицах такое радостное возбуждение, столько нерастраченной энергии, что думаешь: эх и пойдет же дым коромыслом, когда они дорвутся до веселья…
Сам художник поразился особому инею на кусте, который, как он говорит, бывает только в Рождество. Может быть, оно и так. Может быть, в каждый праздник природа как-то реагирует на приподнятое настроение людей и расцвечивает свои творенья особой красотой. 
Но главное здесь, наверное, не это, а типичность картины бытового Рождества в деревне. Не яркий праздник, когда идет выплеск энергии, а именно будничный канун рождества, когда все потихоньку готовятся к нему, занимаясь своими делами. В этом тоже есть нечто важное – поймать образ не апогея праздника, а его будничного состояния. Тихая улочка, все по домам, занимаются каждый своим делом, и только общее предпраздничное настроение в радостном состоянии двух разговаривающих женщин.
Это еще Александр Блок пытался скупыми словами выразить целую картину: «Аптека, улица, фонарь.» И выразил! Или А.С.Пушкин: «Мороз и солнце. День чудесный!» И все. Вот и здесь, как бы это нарисовать как можно меньше из того, что относится к Рождеству, но чтобы все-таки у зрителя осталось б ощущение, что это Рождество…
Это очень трудная задача – научиться видеть предельно лаконичные образы сложных состояний. Но, наверное, если научиться, то это означает развить свой ум, обострить его до схватывания сути, как плотник, видя внешне дом, как бы внутренним зрением видит его остов, опорные балки, несущие конструкции…
Может быть, в школе на уроках рисования именно этому надо бы учить детей. Потому что для этого не надо часами мучительно перерисовывать горшок или кувшин, чтобы потом понять, что рука тебя не слушается, а значит тебе и не дано. Но здесь как бы всем дано, каждый может попробовать выразить то или иное состояние каким-то образом, который ему видится. Скажем, жара или мороз. Они будут разные у людей – образы жары или мороза, но каждый будет интересен …
Рождение – это что-то волшебное. Скажем, рождается в доме щенок или несколько щенков, котенок или несколько котят. В доме сразу становится как-то светлее, нежнее. И рассматриваешь эти крохотные живые существа, затаив дыхание. Это происходит не случайно – мы непроизвольно настраиваемся на чудо. В идеале вот так мы должны реагировать на природу, любое ее существо, любое растение, любое явление. Потому что, как и сама жизнь, природа сложнее любого технического устройства, совершеннее и прекраснее. Приобщаясь к Рождеству, к рождению, мы приобщаемся к чуду.
Как жить в унисон с Рождеством, этим праздником? Наша жизненная энергия (70 лет нашей батарейки, нашей «шагреневой кожи») не тратится (в этом искусство жизни), когда мы получаем положительные эмоции. К сожалению, мы больше переживаем отрицательные эмоции, и в итоге трагедия: когда стал мудрым, и, казалось бы, только бы жить и жить, приходит время умирать – тело состарилось, «батарейка кончилась». Как тратить ее бережно, правильно, экономно? 
Состыковываться с жизнью, с ее событиями. Скажем, пришло Рождество, а мы на рождение не настроены, хотя при рождении всего живого в природе выплескивается такое же огромное количество энергии, как и при смерти. И, если мы видим этот момент, наблюдаем его, фиксируем свой взгляд на рождении, свидетелем которого становимся, если радуемся ему, нежно, тихо, благоговейно, то приобщаемся к этой энергии, становимся ее частью, получаем часть ее, к нам все время тогда идут ручейки энергии. И наша жизнь продлевается. 
То есть надо в канун Рождества и в само Рождество начать обращать внимание на то, что рождается. Это и позволит нам часто плыть под солнечным ветром жизни.

 

Оставьте комментарий:
(форма загрузится через 15 секунд)

[powr-comments]


 

Это форма обратной связи, через которую вы можете отправить свое сообщение, комментарий или отзыв!