markГерман Арутюнов

официальный сайт писателя

Отражение цветка (о смысле жизни)

Отражение цветка

            Смысл жизни такая сложная тема, что многие об этом вообще не думают. Хотя, если бы это было насущно или тем более модно, то все бы об этом думали. У нас так и было в начале 60х годов после полета Юрия Гагарина, когда считалось важным сделать что-то полезное для страны, для своего рода, своего народа, и все дети хотели стать космонавтами, а все девочки – врачами или геологами.

            А сейчас, когда целью жизни считается успех, благополучие, благосостояние, тема смысла жизни отодвинута на задний план, как и тема совести. Но не только из-за этого, но и потому что самое ценное и должно быть далеко запрятано. Для чего? Чтобы это не мешало жить. Потому что, если все задумаются о смысле жизни, то для некоторых людей это будет остановка. То есть надо все бросать и начинать только и думать на эту тему. И некогда уже просто жить. Потому что направлений много, что выбрать, как понять, что твое, а что не твое…

            Поэтому большинство людей вообще не думает о смысле жизни. Просто живет и живет. И в этом есть свой смысл. Потому что, если все начнут думать о смысле жизни, то кто же будет жить?

            В природе как раз все просто и живет, не думая ни о каком смысле. Деревья растут и растут, цветы распускаются и пахнут, облака гуляют по небу, дождь идет, вся живность утром просыпается и начинается их занятый привычными заботами день…В природе смысл жизни как бы растворен в самой жизни. И нечего особенно над ним задумываться, потому что все что ни делает в природе любое живое существо, оно старо как мир, сотни и тысячи раз повторяется и повторяется. Это поиски пищи, обустройство жилища, размножение, гигиена, игры…Большинство людей так же и живет, особенно не задумываясь и переходя от одного дела к другому. То есть просто жить – это смысл жизни для большинства людей.

           001

Просто жить и радоваться

Но часть людей (их немного и обычно это люди, склонные к философии и к осмыслению всего) задается-таки вопросами о смысле жизни и пытается искать на них ответы. И нередко, особенно в молодости человек, думая о смысле жизни, упирается в тупик. Примерно так:

Зачем жить?

Чтобы развиваться.

А зачем развиваться?

Чтобы ориентироваться в пространстве.

А для чего?

Чтобы куда-то двигаться?

А для чего?

Для того, чтобы куда придти.

А для чего куда-то придти?

            Все. тупик. на этот вопрос уже вроде бы и нет ответа. По крайней мере, сразу…Но в этом тупике заключена какая-то огромная тайна, потому что, когда мы заходит в тупик, у нас количественное познание заканчивается, и наступает …пауза…И, оказывается, что эта пауза нам нужна, чтобы мы из своего тупика куда-то не шагнули и даже не двинулись, а сразу прыгнули выше. Скажем, не на ступеньку, а даже на две или на три.

002

Тупик – преддверие рассвета

Почему мудрецы во все времена говорили и говорят: не бойтесь пауз, не бойтесь тупиков…Потому что за тупиком следует переход в какое-то новое качественное пространство…Видимо, так Создатель придумал и запланировал и запрограммировал этот мир…

            Ведь сам Творец, как мы знаем из Библии, создал мир за шесть дней. Ну, создал. Стряхнул с рук пыль. Улегся на облако отдыхать. А потом что делать? Рано или поздно лежать-то надоест. Тупик…Это у Создателя!? Да и у Создателя. А человек ведь создан по образу и подобию Божиему. И мы тоже после каждого выполненного дела ложимся вместо облака на диван и думаем, чем дальше заниматься. И в этом кажущемся тупике заложено дальнейшее развитие.

            Мне кажется, стоит этому учить в школе. Даже в детском саду. Тому, что после тупика наступает не пустота, а напряжение, как раз нужное для вольтовой дуги, для чего-то нового, для прыжка на две ступеньки вверх, для творчества. А люди этого не знают, и, мучимые этой пустотой и этим напряжением, пытаются расслабиться (выпить, покурить, покуролесить).

Кто-то пускается во все тяжкие, кто-то садится в машину и гонит со скоростью 150 км в час, кто-то, как буревестник у Горького, «кричит, и тучи слышат ярость в смелом крике птицы…» Кто-то, если пауза возникает в процессе работы, начинает как герой мультфильма «Фильм, фильм, фильм» биться головой о стену, чтобы вернулось вдохновение.

            А, если бы нас с детства учили, что в тупике и в паузе начинается самое продуктивное, то мы бы не разрушали себя и все вокруг себя, а спокойно бы ждали, когда пауза кончится…Или, помня, что впереди новая ступень, не паниковали бы, а искали бы эту новую ступень…То есть жизнь станет в этом случае менее разрушительной и более осмысленной и полезной…

            Ведь, если оглянуться, разрушением охвачены массы людей. Кто ходит в ночные клубы? Люди, которые что-то ищут, хотят реализовать свой творческий потенциал…Реализовать через разрушение себя. И ночной клуб это делает: бьет по барабанным перепонкам, травит алкоголем и наркотиками, предлагает что-то экстремальное – карты, рулетку и прочее…Все дергаются в конвульсиях под этот ритм. под этой шум, под этой вой…Разрушается восприятие и адекватность поведения…Тонкость слуха притупляется, потому что в таком шуме, чтобы расслышать друг друга, надо кричать…В таком грохоте возникают в сознании не тихие и нежные ассоциации (погладил котенка или щенка, восхитился закатом, вдохнул запах травы и цветов), а соответственно агрессия, крик, злость, раздражение, подсознательно активизируется инстинкт разрушения. Разве что положительного в этом то, что человек разряжается, снимает свое напряжение…но снимает не через отвлечение прекрасным, переключением на прекрасное, а притуплением ощущений реальности. Поорал в этом гвалте, послушал, как орут другие, подергался, набрался, и вроде уже душа не так беспокоит…

            Человек часто неудовлетворен жизнью из-за пауз. Что-то закончил, а потом нечего делать. И это давит, раздражает. У творческих людей нарабатывается переключение.

            Скажем, поэт Самуил Маршак, надоедало ему писать стихи, начинал заниматься переводами, потом переключался на дневник, потом на редактирование чужих текстов, потом читал книги, отвечал на письма, сам писал, просил за кого-то…

            Оноре де Бальзак, например, эти паузы заполнял чашечками кофе. Одну за одной, 20 чашечек за ночь…Писал ночами, с часу до семи…Об этом талантливо написал поэт Владимир Марфин…

«Месье Оноре де Бальзак
писал свои романы так,-
он был большой затейник,-
и перед тем, как сесть писать,
велел воды себе подать
и с кофием кофейник.
Под стол он ставил всякий раз
воды холодной полный таз,
совал в ту  «прорубь» ноги,
а после кофий наливал,
благоговейно попивал,
и подводил итоги..»

003

Бальзак и кофе

Кто-то дрова пошел рубить, злить собаку. Хозяйка сварила борщ, у ней пауза, творческий тупик, и начинает к сыну приставать: а ты уроки сделал? Если сделал, ищет другую причину придраться…найти выход своей паузе…Другое дело, что разные уровни творчества – кто-то сочиняет гимн Советского Союза, как Михалков, а кто-то варит борщ…

            Поскольку мы вначале предположили, что смысл жизни в самой жизни, по крайней мере, у большинства людей, то тупики возникают сплошь и рядом после самых незначительных действий…И человеку важно эту возникшую паузу как-то преодолеть. Если не удается, он становится разрушителем…

            Это, если смысл жизни в самой жизни. Ну, а если кто-то думает о смысле жизни и ищет его…Таких людей мало, но они есть…Это люди, которые по отношению к жизни задают вопрос не что и не как, а почему или даже зачем. Им тяжело, потому что они бы и хотели просто жить и радоваться самой жизни, как другие, а не могут. Им все время хочется понять какой-то смысл, скрытый, не видный на поверхности…И куда бы такой человек не пошел, не поехал, чем бы ни занимался, но все время приходит к умственному тупику, как шекспировский Гамлет в своем знаменитом монологе:

«Быть или не быть? Вот в чем вопрос. Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы    

Иль надо оказать сопротивленье…

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть, забыться…

И знать, что этим обрываешь цепь

Сердечных мук и тысячи лишений,

Присущих телу…Это ли не цель

Желанная? Скончаться, сном забыться…

Уснуть и видеть сны? Вот и ответ

Какие сны в том смертном сне приснятся,

Когда покров земного чувства снят?

Вот в чём разгадка. Вот что удлиняет

Несчастьям нашим жизнь на столько лет.

А то, кто снёс бы униженья века,

Неправду угнетателей, вельмож

Заносчивость, отринутое чувство,

Нескорый суд и более всего

Насмешки недостойных над достойным,

Когда так просто сводит все концы

Удар кинжала! Кто бы согласился,

Кряхтя, под ношей жизненной плестись,

Когда бы неизвестность после смерти,

Боязнь страны, откуда ни один

Не возвращался, не склоняла воли

Мириться лучше со знакомым злом,

Чем бегством к незнакомому стремиться!

Так всех нас в трусов превращает мысль,

И вянет, как цветок, решимость наша

В бесплодье умственного тупика…»

004

Гамлет: «Быть или не быть?»

Действительно, очень трудно жить на свете, когда ты все время приходишь к тупику. Притащил тебя ребенок в зоопарк, и остановились у клетки с жирафом. И ребенок спрашивает:

            «Папа, а почему него такая длинная шея?» Отвечаешь:

            «Ну это для того, наверное, чтобы доставать листочки с высоких деревьев…»

            «А почему у меня нет такой длинной шеи? Я, может, тоже хотел бы доставать листочки с высоких деревьев…»

            Ребенок познает, живет и познает, он еще не гонится по жизни, подобно загнанной лошади, как родители. Поэтому задает вопросы и часто оказывается в тупике…А папа чешет в затылке и впервые задумывается: а в самом деле, почему у людей нет такой шеи, как у жирафа?

            Ответ находится подходящий, хотя и не по существу:

            «Потому, сынок, ты и не жираф, а человек…»

            У ребенка тупик, Что тут еще спросишь…А папа тоже влез в этот тупики, и начал думать об этом, ему интересно стало думать в этом направлении…И уже у него самого возникают новые интересные вопросы: А в самом деле, а почему у нас у всех шеи не такие длинные как у жирафа? А следом возникает вопрос уже близкий к смыслу жизни: почему один жираф, а другой не жираф? Он жираф, он за загородкой, я на свободе и я не жираф, почему?

            И тогда начинаешь приближаться к Создателю.…То есть в больших вопросах мы приближаемся к Творцу. 

005

 

В возвышенном мы тянемся к Творцу

Как бы входим в него, примериваем на себя его роль, начинаем смотреть на жизнь его глазами. В самом деле, а почему мир такой разнообразный, кто-то – жираф, а кто-то – крокодил…Быть крокодилом не очень-то приятно. Жить в болотной тине, бросаться на все, что движется и глотать, не жуя. Не очень-то приятно…Нас вот заставить глотать не жуя…Каково? Тогда вообще есть не захочется. А он глотает…И доволен. Схватил, проглотил и жмурится на солнышке, отдыхает…

            Так вот, представишь себя на месте одной такой Божией твари, другой, задашь себе вопрос: для чего все мы такие разные? И сам себе ответишь: наверное, для разнообразия, для какого-то незримого взаимодействия друг с другом, как разные винтики и шестереночки в часах, все разные, разных размеров и форм, а вместе составляют часы, которые показывают время. Для чего? Непонятно. Наверное, тоже для чего-то, что мы пока не понимаем…Хотя смысл жизни Творца вроде бы прорисовывается – это создавать мир или миры, в которых все разное, но вместе как-то взаимодействует и дополняет друг друга…

            Хотя, то, что мы себе объясняем, возможно, совсем не то, что есть на самом деле. Но нам так удобно. Например, мы объясняем себе и всем другим, что крокодил нужен, чтобы подбирать слабых и больных животных, и, как волк – санитар леса, так крокодил – санитар болота. А на самом деле, может, и не санитар, а главный хирург.

            То, что смысл жизни – в самой жизни, это многие понимают и догадываются, даже дети. Когда в одной школе задали сочинение на тему смысла жизни, один мальчик написал:

            «Меня зовут Сергей. Мне 13 лет. Я учусь в школе, в 7 классе. В своем сочинении я хочу рассказать о мире, в котором я живу.
            Мой мир - это семья, школа, общение с друзьями, увлечения и мой внутренний мир. Семья - самая главная часть моего мира. Это мой дом, где меня всегда ждут, мои родные и близкие люди, которые рады мне и любят меня. Мой папа очень серьезный и занятой человек. Он много работает. Но мы находим время для общения. У нас с папой общее хобби - разведение аквариумных рыбок. Они живут в большом аквариуме, я кормлю их и меняю воду. Рыбки очень красивые, за ними интересно наблюдать.

            Моя мама очень хорошая и добрая, заботится о каждом члене нашей семьи. Она вкусно готовит, любит цветы и старается сделать нашу квартиру уютной и красивой. У мамы есть попугай и я помогаю его кормить.

            Моя сестра Вероника еще маленькая, ей 4 года. Она ходит в детский сад и в секцию фигурного катания. Я её очень люблю и стараюсь быть хорошим примером.

            Мои бабушка и дедушка живут недалеко от нас, я стараюсь навещать их, при встрече рассказываю все свои новости.

            Другая бабушка живет в деревне. У неё большой дом и сад, где растут яблони, вишни и много цветов. Особенно я люблю розы! Кажется, что попал в английский сад. У бабушки живут куры и петухи. За ними очень интересно наблюдать. Куры несут яйца, а петухи дерутся. Ещё там есть ульи с пчелами. Бабушка всегда угощает меня медом. Мы приезжаем в деревню летом, чтобы отдыхать, купаться и набираться сил.
           Школа - важная часть моего мира. Здесь я провожу очень много времени. В нашей школе очень хорошие учителя, которые интересно преподают предметы, помогут с трудным материалом. На уроках всегда узнаёшь много нового. Я стараюсь хорошо учиться, но не всё пока получается. Ведь очень важно получить хорошее образование, чтобы в будущем иметь достойную работу и жизнь.
           Друзья – самая веселая часть моего мира. Друзей у меня немного, но они все настоящие. С другом становится веселее даже в самый мрачный день. Друг поможет с трудным заданием по математике, поддержит в трудный момент. Летом мы с друзьями катаемся по городу на велосипедах, зимой ходим в бассейн и на каток. Но самое любимое занятие с друзьями – компьютерные игры!
           Мой внутренний мир – это я сам, мои мысли, чувства, переживания. Я люблю, когда идет снег и укрывает город. Мне нравится идти ранним утром в школу, когда ещё темно и тихо. Это настраивает меня на учебу. Я люблю, когда идет дождь за окном. Мне нравится смотреть на него и мечтать. Я люблю, когда мы ездим отдыхать всей семьей на море. Мне нравиться плавать в море, нырять со специальной маской, представлять себя обитателем моря - это очень интересно…»

            То есть человек рассказывает о том, что доставляет ему удовольствие. Все мы тоже говорим в первую очередь о том, что нам интересно, приятно, о чем приятно рассказывать. Этот маленький человек пишет о смысле жизни, в которой он растворен, как все счастливые люди. И это не просто жизнь, это цикл, то есть круг привычных действий. которые повторяют и повторяются, как движение стрелки часов по кругу, и оказывается, что это нам необходимо, ощущать эту цикличность, эту непрерывность самых обычных действий. Так создается иллюзия, что жизнь неуничтожима, вечна никогда не кончится, иллюзия бессмертия…
            Почему часть людей не довольствуется, в отличие от этого мальчика, самим процессом жизни? Потому что их жизнь, видимо, не цикличная, не такая приятная, она не так хорошо налажена, она не такая полная. То есть полная жизнь, это когда есть папа и мама, бабушки и дедушки, есть цикл, то есть определенный ритм жизни с устоявшимися делами и событиями, с приятными традициями.

            Четкий ритм, создающий чувство полноты жизни, это от Творца, от Бога, от Создателя, который, видимо, привык все делать равномерно и последовательно, потому и мир создал в течение шести дней, чтобы на седьмой отдохнуть. И этот ритм лег в основу устройства солнечной системы (годовое вращение Земли вокруг Солнца и суточное вокруг своей оси) и жизни всего человечества. И тот, кто сбивается с этого ритма, живет безалаберно и хаотично, переставая понимать и считать, где начало недели и где конец, просто теряет ощущение полноты жизни…

            Возможно, где-то есть миры, устроенные и живущие не по семидневному ритму, а по трехдневному или пятидневному. Мы этого не знаем…Но ритмы (семь, три, пять) есть везде и они определяют особенность разных миров…

            Очевидно, и каждый человек отличается от других, подобно мирам, своим ритмом. Почему все нумерологии и говорят о том, что легче будет каждому из нас понять смысл своей жизни, если найти свое число. Первым над этим задумался еще 2500 лет назад древнегреческий философ Пифагор. И он пришел к выводу, что заветное число для каждого находится сложением всех цифр рождения: года, месяца и числа. Конечная сумма и является таким числом. Скажем, 15.05.1950 это 15+5+1+9+5= 35=3+5=8. Чисел таких 9 и каждое соответствует планете солнечной системы. А каждому такому числу соответствует ряд качеств и рекомендаций, чем человеку надо в жизни заниматься. И приводятся примеры с великими людьми…

006

Пифагор: «Все есть число…»

И действительно, все построено на цифрах, то есть на ритме. Каждый звук это какой-то тон, и их всего 7 тонов или 12 полутонов. И из разного сочетания этих тонов и полутонов состоит музыка, наша речь, любые звуки окружающего мира. И, если каждый тон или полутон пронумеровать, то вся звуковая гамма мира состоит из сочетания цифр…А язык компьютера с его нулями и единицами, цепочки нулей и единиц, двоичный код, в котором только два знака – ноль и единица…Любая компьютерная программа состоит из нулей и единиц. Таким образом, любое явление нашего мира можно передать через сочетание нулей и единиц….     

Люди, задумывающиеся о смысле жизни, пробуют себя в разных областях, меняют профессии, чтобы найти себя. Таким был, например, Максим Горький…Решив для себя в какой-то момент, что жизнь бессмысленна, потому что он задает вопрос «в чем смысл жизни», а ответа не находит, он даже пытался застрелиться…Слава Богу, неудачно. А потом однажды в какой-то древней китайской книжке, кажется, сборнике изречений Лао-Цзы, он прочитал стихотворение:

            «Я хотел поймать в воде отражение цветка,

            Но один зеленый ил подняла моя рука…».

007

И он вдруг понял, что несколько тысяч лет назад мудрец Лао-Цзы, а если не он, то уж во всяком случае такой же человек как он, Горький, точно так же искал смысл жизни и не мог найти. И он подумал: Раз не я один ищу смысл жизни, значит в этом что-то есть…Значит не так уж это бессмысленно…Значит в этих тупиках тоже есть какой-то смысл. И ему стало легче…Если бы все, кто время от времени заходит в тупик и кому жизнь в определенный момент вдруг кажется бессмысленной, знали, что тупик это не конец, а только начало чего-то нового…Самоубийств было намного меньше…

            И действительно, в жизни масса примеров, когда конец – это только начало. Взять, шекспировскую повесть «Ромео и Джульетта». Ромео был безнадежно влюблен в не отвечавшую ему взаимностью красавицу Розалинду, у которой, кстати, смысл жизни был в том, чтобы отвергать мужчин и наслаждаться их страданиями. И Ромео думал уже, что его жизнь кончена и ничего хорошего в ней уже не будет. И тут, когда он уже был на грани самоубийства, он встретил Джульетту. И скольких молодых людей, которых отвергли девушки, такие встречи спасали от самоубийства. А Гете написал роман «История молодого Вертера», и это наоборот, привело к серии самоубийств, прокатившихся по Германии…Почему, потому что роман заканчивается тем, что герой кончает жизнь самоубийством…И некому было сказать этим несчастным, что после тупика все только начинается…

            Это великая истина, потому что в основном тупики делают жизнь неприятной, а иногда и невыносимой. Скажем, родители ругаются, и ребенок не может их примирить, это один тупик, а потом они разводятся, это окончательный тупик, когда кажется, что жизнь рухнула…

            Если при разводе родителей цикличность жизни сохраняется, то есть он может видеть и маму и папу, если живет с отцом, то отец не запрещает видеться с мамой и ее родителями, и, если живет с мамой, то и она не запрещает видеться с отцом и его родителями, то чувство полноты жизни остается и воспринимается и как смысл жизни…

008 

           А   Когда цикличность есть (как в природе) жизнь идет сама собой, и смысл жизни заключается в самой жизни…Везде в природе жизнь не имеет смысла с нашей человеческой точки зрения, когда мы под этим смыслом подразумеваем достижение каких-то новых результатов, выполнения каких новых задач, но имеет смысл как поддержание всеобщей цикличности и сохранения всех этапов этой цикличности. В природе все повторяется и все одно и то же. И животные, птицы или рыбы, если и ищут что-то, то не смысл жизни, а пищу, безопасное место для гнезда, соперника или пару для продолжения жизни.

            И только человек этим не довольствуется и в своих поисках упирается в тупики. Зато каждый такой поиск обогащает человечество или новой трагедией или новым открытием…Так что люди, ищущие смысл жизни, питают своими поисками и своей энергией высшие духовные сферы. Почему в Средние века по умам и по философским трактатам ходила такая фраза, что «Главный смысл жизни – вращение светил.»? Потому что в другом трактате можно было прочитать, что «при вращении светил слышится небесная музыка…» А в третьем, что, «если эта музыка перестанет звучать, и эти светила перестанут вращаться, наступит конец света…»

            Это образное или духовное объяснение всеобщих взаимосвязей. Если сказать реально и цинично, то Творец или Высший Разум просто уничтожит человечество, оно перестанет быть ему интересным…

            Цикличность как раз поддерживает гармонию взаимосвязей. А когда она нарушается, то трагедия начинается с человека, с одной человеческой маленькой жизни, о чем мы узнаем из обычного школьного сочинения. В нем мальчик написал:

            «Когда я вырасту, я буду киллером. Это очень интересная профессия. С помощью ее я буду развивать мое мастерство снайпера и зарабатывать много денег. Я буду ездить по миру и убивать важных людей. У меня будет хорошая винтовка и с ее помощью я смогу достичь многого…»

            То есть этому десятилетнему мальчику совершенно наплевать, сколько страданий он может принести людям. Особенно, если убьет хорошего человека, осиротив всю его семью, лишив близких отца, сына, брата…

            Вообще люди в своих размышлениях о смысле жизни приходят к разным интересным мыслям. Великие люди или люди, добившиеся в жизни чего-то значительного, записывали эти мысли в дневник, а потом включали в свои книги. Вот несколько таких записей:

            Из книги философа Виктора Франкла "Человек в поисках смысла"

            «Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл их жизни. Жизнь всегда тем более осмысленна, чем труднее она дается» 
            «Как человеку разобраться, каким он должен быть?- задал вопрос в одной из своих книг Иоганн Вольфганг Гёте и сам же на него ответил -Старайтесь исполнять свой долг, и вскоре вы узнаете, что же есть вы.»

            Из книги «Уроки жизненной мудрости» актера Керка Дугласа:

            «Я говорю сыновьям, что у меня в детстве были преимущества, которых они лишены. Я родился в очень бедной еврейской семье, в самой ужасной нищете. Мне некуда было двигаться, кроме как вверх.

            Когда меня позвали в Голливуд в первый раз, я отказался. Потом родился Майкл, а денег не было, и я приехал. Иногда то, что связывает, в то же время и дает свободу.»

            Некоторые люди жалуются на разные трудности: «Зачем мне все эти проблемы, почему именно на меня они сваливаются?» А на самом деле, оказывается, что все это для чего-то нужно. Взять хотя творчество, мы знаем много примеров, когда человек начинает творить именно после каких-то неудач или несчастий. Недавно отмечали 150летие со дня рождения Ивана Бунина, так вот, если бы в 1892 году его невеста Варя Пащенко согласилась выйти за него замуж, то он, возможно, так и не стал бы тем значительным русским писателем, которого мы знаем. Во всяком случае, после ее отказа он был в отчаянии, почти на грани самоубийства, и в нем включился какой-то более высокий творческий уровень, у него начался очень продуктивный период творчества.

009

Всего жизненно-важных уровней у человека семь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Начиная с зеленого все уровни творческие. И включение этих уровней часто происходит именно от несчастий, от страданий. Например, творчество Ф.Достоевского. И именно уже на голубом уровне возникают мысли о смысле жизни. Поэтому задача педагогики – включать все эти уровни в ребенке. Тогда он быстрее найдет свой смысл жизни, раньше начнет реализовывать себя и сделает больше полезного.

            Вообще, если помнить, что мы созданы по образу и подобию Божиему, то для реализации себя, своих возможностей можно ставить себя на место Творца и спрашивать себя, что бы и как бы сделал Он. Это, как ни странно и не абсурдно звучит, приближает нас к Творцу и пробуждает наши высшие творческие силы. Как говорится в Евангелии от Матфея: «Просите, и дано вам будет…» Чем больше мы вспоминаем про Творца, тем ближе к нему и тем больше как бы становимся ИмНас выстраивал Высший Разум и он в нас невольно заложил все свои возможности и способности.

А то, что многие эти способности в себе не открывают, это не только потому, что не хотят. Просто мир должен быть разнообразным. Кто-то должен считать звезды на небе и задумываться о судьбах человечества, кто-то – вкладывать деньги в какие-то проекты, а кто-то просто считать деньги в своих и чужих карманах…Кто-то должен просто жить, как трава растет. Кто-то должен думать, а почему я живу, как трава растет? А кто-то должен распуститься как цветок и источать благоухание. Это уже более тонкий          уровень…А кто-то должен вдруг подумать: а раз я распустился как цветок, то не могу ли попросить ветер, чтобы он меня поколыхал…А, если я вышел на ветра и обратился к нему и он меня услышал, то не могу ли я спросить его, почему сегодня он меня услышал, а вчера не откликался?

Система взаимосвязей, тонкие ниточки небесных колокольчиков, которые все тихо перезваниваются, потому что мы за эти ниточки дергаем…И на каждый звук, на каждую вибрацию возникают свои вопросы, все разных уровней, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий. фиолетовый…Выходя на каждый уровень, мы решаем какую-то свою задачу. А, не вышли, это наша вина. Или время еще не пришло…Или просто это наш уровень и нам на нем хорошо. И другим от этого хорошо. Разве плохо, когда пекарь печет замечательный хлеб? Разве лучше, если он забросит хлеб и начнет писать плохие стихи?

Какой-нибудь гений типа Эйнштейна в силу разных обстоятельств (идея не внедряется, книга застряла в издательстве, жена упрекает, что не видит помощи от него как от мужа, сын не хочет общаться, упрекая в равнодушии к себе, коллеги от зависти интригуют) ощущает тупик и хочет покончить с собой. И вот он идет мимо пекарни, откуда плывет запах свежего хлеба. И он так упоителен, этот запах, что спасает гения от самоубийства…

010

Тем более, что тупики, как и несчастья, – это не конец, а начало чего-то нового…Об этом говорят многие великие люди. О том, что никогда нельзя опускать руки, что еще чуть, и все меняется, и открываются новые возможности, и фортуна поворачивается к тебе лицом…

Влияет поиск смысла жизни на окружающий мир? Конечно, влияет. Потому что в поисках смысла жизни мы начинаем искать точку приложения. И тем самым приближаемся к своему смыслу жизни…А тот кто не задает вопросов, может просто проскочить мимо своего смысла жизни, мимо своего предназначения…

В этом смысле замечательны вальдорфские школы, где с самого начала педагоги начинают дергать за разные колокольчики души, чтобы нащупать что-то уникальное в каждом ребенке. И главным образом через ритм, которым пронизаны все занятия, и через повторы. То есть везде включается обряд. Все делается через повторяющиеся ритмические движения под музыку. Тексты читаются вслух с жестами и движениями тела, так что слышится музыка текста.…Ритм разный, но это-то и позволяет каждому уловить в себе свой собственный ритм. А потом уже педагог может вместе с учеником начать изучать этот ритм, убыстрять или замедлять его, находя в нем новые краски. И ребенок выходит из такой школы с догадкой о своей уникальности и с нацеленностью на поиск своей области в культуре, технике или природе.

011

В вальдорфской школе

Есть смысл жизни у животных? Животные (и птицы, и рыбы, и насекомые) не задумываются над смыслом жизни, и это хорошо, потому что они обеспечивают цикличность жизни. Не то что человек, который может вдруг не захотеть больше иметь детей….Весь мир природы живет на трех энергетических уровнях (красный, оранжевый, желтый – это еда, размножение и обустройство). И чуть осваивает зеленый уровень познания.

И только человек включает в себе остальные четыре уровня (зеленый, голубой, синий и фиолетовый).

            Влияет ли поиск смысла жизни на судьбу? Конечно, влияет. Если человек задумывается о смысле жизни, то он как бы напрягает Вселенную своими запросами и ему быстрее приходит ответ, он быстрее находит точку приложения своих сил. То есть когда человек догадывается о своем предназначении, то жизнь его складывается удачнее. У Высшего Разума или Создателя нет замысла относительно каждого человека – не случайно нам дается свобода воли. Если бы он задавал каждому определенную судьбу, Ему было бы не так интересно наблюдать за нами. А так мы непредсказуемы. Хотя какое-то зерно, какая-то программа закладывается. Но, в отличие от дерева, у нас намного больше свободы, чем мы и пользуемся…

012

В заключение скажу о себе. Всю жизнь я решаю одну и ту же проблему – пытаюсь понять смысл жизни. Не очень практичная задача с точки зрения реальной жизни. Потому что для успешной и комфортной жизни надо ставить конкретные задачи чего-то добиваться (интересной специальности, престижной работы, приличной зарплаты, а как следствие и достойного положения в обществе и материальной обеспеченности). Но мне задачи реальной жизни всегда были не так интересны, как главная задача.

            Во-первых, потому что я от кого-то узнал, что надо двигаться туда, куда тянет, и делать то, что интересно.

Во-вторых, я чувствовал, что реальная жизнь это только верхушка айсберга, наименее интересная и значимая, большая часть которого скрыта под водой, что, реализуя цели реальной практической жизни, мы не включаем какие-то высшие центры в нас, которые заложены, запрограммированы в нас природой или высшими силами, запустившими эксперимент с человечеством..

            И мне стало интересно понять, что такое обряд, как механизм превращения обычного состояния материи в энергетический. Все церемонии в храмах, костелах, мечетях и синагогах построены на обрядах. Все тексты в Библии, Коране и Талмуде построены на повторениях, то есть на обрядах…Задумаешься об этом и начнешь в обыденности и в повторяемости видеть нечто важное…Тогда и токарь, вытачивая деталь и многократно совершая однообразные движения, будет не раздражаться на эту однообразность и повторяемость, а наоборот, испытывать удовольствие, ожидая, что в какой-то момент количество перейдет в качество и возникнет всплеск энергии…

            По традиции заканчиваю тему своим стихотворением.

            Поскольку я свой смысл жизни вижу в вопросах, в том, чтобы озадачивать живой космос, окружающий нас, то озадачу его еще раз…

«В чем смысл всего?» во мне возник вопрос.

Зачем тащусь по этой жизни бренной?

Иль я другие темы перерос,

Раз начал поиск смысла во Вселенной?

И чем я мыслю? Нешто головой

И серым веществом, что в ней хранится?

И почему, почти что сам не свой,

Когда вдруг мысль должна на свет явиться?

Конкретные вопросы – ерунда:

Что делать? Как? На месте оставаться?

Вопросы без ответов – это да!

Сойти с ума или на нем топтаться?

Когда зачем приходит мне на ум,

То бесконечность слова потрясает.

И, сколько б ни теснилось разных дум,

Любая новый смысл открывает.

На чем остановить нам мыслей бег,

Чтобы наглядно Истина предстала?

Нет, как бы ни старался человек,

Любой ответ далек от идеала…

Герман Арутюнов

В возвышенном мы тянемся к Творцу

Совесть – голос Бога

Совесть – голос Бога

001

Укоры совести близки к печали…

Все происходит не случайно. Как и тема совесть сегодня. Сейчас как раз такое время, когда есть возможность подумать над тем, до чего раньше просто руки не доходили.

            Так вот совесть – это нечто такое, до чего у человека никак не доходят руки, Потому что это, быть может, самое важное, что есть у нас в жизни. Как Кощеева смерть – в иголке, иголка в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук на дубе, а дуб на сказочном острове, до которого никто не знает, как доплыть.

002

Почему такая аллегория о скрытности и недосягаемости совести7 Потому что совесть глубоко скрыта в нас и проявляется очень редко, во время душевных волнений или даже стрессов. Наверное, поэтому некоторые говорят, что совесть находится в тайнике нашей души…который открывается редко. Почему? Потому что самое ценное всегда прячется за семью печатями.

            И бывает так, что человек всю жизнь догадывается о совести, думает о совести, Но до нее так и не добирается. Редкий случай, но так, наверное, тоже бывает. Так что такое совесть, после таких слов, что это самое ценное, самое тайное…На самом деле никто точно и не ответит на этот вопрос. Именно поэтому, что она редко себя проявляет, что за семью печатями, что редко дает повод говорить о себе. И во всей человеческой истории о совести по той же причине люди стали задумываться довольно поздно – в 18 веке, в эпоху просвещения. И в Древнем Египте, и в Древней Греции, и в Древнем Риме не найти четких определений.

            Сенека, например, говорил, что совесть – наш лучший подсказчик и советчик в трудные минуты жизни, но что это, он не говорил. Сократ, например, говорил, что он слушается внутреннего голоса, тот ему подсказывает, что делать, как жить, но что это за голос, он не говорил.

            Многие великие люди разных времен и народов говорят, что совесть – это Бог.

            Например, Лев Толстой:

            «Совесть – это память общества, ощущаемая отдельным человеком…»

            То есть это голос Бога. А Бог – это все человечество в духовном плане. Как Солярис, мыслящий океан, у Станислава Лемма или у Тарковского. Мысли и чувства всех людей, которые жили до нас и живут сейчас, то есть все человечество за все времена. И это Бог.

            Или Вольтер: «Угрызения совести – это единственная добродетель, остающаяся у человека…»

Или Иммануил Кант: «Совесть - это закон, живущий в нас…»

Или Эммануэль Сведенборг: «Совесть есть присутствие Бога в человеке»

Или Николай Бердяев: «Совесть есть воспоминание о боге..»           

Или Фазиль Искандер:

«Дарвина великие старанья,

Эволюции всемирная волна.

Если жизнь – борьба за выживанье,

Совесть абсолютно не нужна…

Говорить, конечно, можно много,

Многое понятно между строк.

Совесть есть, друзья, реальность Бога,

И реальность совести есть Бог.»

003

Может быть, поэтому мне, например, интересно рассматривать все темы, в том числе и эту, с Создателя. Раз мы созданы по образу и подобию Божиему, значит, задумавшись о совести у Бога, мы поймем что-то и про совесть в нас. Что, если посмотреть на совесть под углом Творца, то есть, зачем ему совесть? Возможно, совесть понадобилась Создателю как защита от собственной безнаказанности и вседозволенности, от безграничности и безразмерности. Скажем, захочется ему создать не только мир, но и чудовище, которое погубит мир.   Это соблазн – посмотреть, как мир погибнет. Но так и не создашь ничего, потому что мысли созидания приходят нам так же как и мысли разрушения. Или безграничность Бога, его всемогущество, что это такое? Это, если он создает мир, подобный нашему земному, то когда остановиться? И на чем? Ведь в любой момент он может захотеть что-то улучшить. И тогда, как Леонардо да Винчи, который так и не закончил много начатых им картин и статуй, никогда не закончит…

            И вот этим мы отличаемся от мира природы. Потому что природа ограничена, в отличие от человека, который всегда способен слететь со всех своих катушек. А в природе в каждой структуре есть своя программа, везде четкие программы жизни и поведения:

атом,

молекула,

клетка,

снежинка,

растения,

насекомые,

рыбы,

птицы,

животные…

            И никто не переходит эти рамки. Медведь не будет взлететь, не будет пытаться глубоко нырять, и с обрыва тоже не будет прыгать, в отличие от человека. И медвежонок, если лезет на дерево, то до определенной высоты, чтобы, если сорвется, не разбиться.

            Человек в этом плане безграничен. И в подлости своей и в доброте своей. И в своей любви и в своей ненависти. И бесконтролен. Сколько примеров, когда туристы бьются насмерть, упав с какой-то горы. Хотя там предупреждающие надписи…И дайверы погибают, нырнув глубже, чем разрешается…Как Мартин Иден, герой романа Джека Лондона, нырнул так глубоко, чтобы не хватило воздуха на обратный путь…В этом плане человек безграничен и может безгранично развиваться. И в своих хороших замыслах и в злых и коварных. Почему говорят, что творческого человека очень трудно остановить? Нетворческого остановить легче…

            То есть совесть эта некоторая программа защиты человека от самого себя…Если вспомнить Адама и Еву, то они ходили по эдемскому саду, пока не подошли к Древу познания. А что такое Древо познания – это дверь в безграничное познание окружающего мира. Вся живая природа, входя в эту Тверь, познает мир в своем ограниченном пространстве, каждая структура – свою программу. И только человек безграничен. И Творец подумал, как его ограничить. Иначе это будет познание без границ. И он предложил Адаму и Еве вкусить от Древа познания. И они сразу почувствовали ограничение. Через стыд. Через совесть.

004

Они почувствовали себя нагими. А почувствовать себя нагим и начать стесняться, это первые рамки, первые сомнения, начало работы вот этого ограничителя, который стал совестью. Первое ограничение, которое стало действовать во всем. Во всем обозначились границы, пределы. И была сформирована программа оповещения об опасности. Мол, здесь надо остановиться или ждет что-то неприятное, даже опасное.

            Видимо, у Творца возникла такая ситуация, когда он сам, создавая мир, почувствовал, что если не остановится, то все разрушит. Может быть, поэтому он создал мир не в один день, а в шесть. Каждый день у него возникало чувство предела. И когда он создал мир и поселил в него человека, то почувствовал, что теперь надо отойти в сторону. Отойти в сторону и посмотреть, что будет делать человек. Хотя, наверное, хотелось ему еще что-то добавить.

Но он понял, что он сделал свое дело, а дальше уже эксперимент должен развиваться без него. Да, он – высшее существо и может делать то, что хочет. Но совесть ему подсказала, что надо остановиться и дать шанс другим. И такая же программа заложилась в человеке. Время от времени у нас возникает

чувство сомнения, опасности или предела. Когда сил еще много, или много желания, но возникает чувство, что достаточно, что надо остановиться…Видимо, и сейчас смотрит и время от времени хочет вмещаться, но останавливает совесть, предел, который будет теперь сопровождать человека и в нужный момент его предупреждать и останавливать….

            А что, если не останавливать?. Мы видим на живых примерах творческих людей, которые создавали и сами разрушали созданный ими мир, на примерах истории, на примерах самоубийств. Примеры, когда человек вовремя не послушался голоса совести. Почему я говорю о творческих людях и тем более великих людях? Потому что у простых людей нет такого напряжения и такой высоты, на которую они поднимаются. У них редко включается ощущение Бога и вседозволенности, когда человек уже не слышит голос совести…

            Есть ли совесть у животных? Нет. Потому что тогда животное бы стало человеком. Чем человек отличается от животных? Тем, что делает что-то, выходящее за рамки простых жизненных потребностей: утолить голод, поспать, обустроить жилище, завести потомство, заботиться о малышах…Животные не выходят за рамки жизненно важных потребностей. Медведь убил лося и не испытывает угрызений совести, потому что все в рамках инстинкта.

            А вот, когда человек начал рисовать углем на стенах пещеры, это уже не утоление голода. Это что-то, выходящее за рамки инстинктов, это творчество, это не для чего, непонятно, для чего…То есть совесть – это тоже нечто выходящее за рамки…за привычные рамки бытия…самое высшее из качеств, которые даны человеку. Наверное, потому что человек в отличие от животных все время выходит за рамки. В том числе и в жизненных потребностях.

            Животные, птицы, рыбы не едят со скуки или от желания попробовать что-то изысканное, если есть не хочется. А человек сплошь и рядом…выходит за рамки программы. И не хочется есть, а ест. Организму не нужно, а человек перенервничал, и психика ломает все программы. Или от того, что интересно. Новое блюдо, новый вкус. Хотя сыт. Или та же еда по-новому выглядит. Опять обман программы насыщения. Комплимент человеку во время еды (как красиво ты ешь или как аппетитно ты жуешь) может вызвать у него приступ аппетита, хоть и сыт. То есть у человека на то, что он делает, влияет характер познания, то, что он видит, слышит, обоняет, трогает, пробует на вкус.

            В природе все органы чувств ограничены четкими целями. Скажем, животное смотрит, чтобы определить, где пища или опасность, далеко ли до нее, успею ли догнать или убежать, чтобы спастись. И это границы во всем, которые делают всю жизнь природы строго целевой, предсказумой и прогнозируемой. А у человека каждый орган восприятия не ограничен целесообразностью, свойственной природе, у него везде подключается ум, оценка, чувство красоты, кураж, проверка на могу или не могу. Он может увидеть льва, но вместо того, чтобы мгновенно залезть на дерево, он может подумать: как лев красив. И еще тысячи оттенков. И это размывает границы. Делает человека безграничным. включаются тысячи более тонких чувств. Вот тут и нужна совесть. И в то же время она эволюционно появляется как самое высшее и самое сложно чувство в человеке. И она помогает обозначить границы. Причем, очень тонкие, еле заметные, заросшие временем. И тем не менее. Не отданный много лет назад долг или нанесенная обида могут мучить всю жизнь и не давать покоя.

005

А человек безграничен в своем творчестве и своих желаниях. Вот художник, пьет, и сегодня выпил как всегда. И он собрался писать картину восход (или закат) солнца. И он подходит к пропасти, потому что так обостряются все его чувства, и приходит вдохновение. А тут совесть ему говорит: Остановись. Да, картина перед тобой открывается невероятная, и, чем ближе к краю пропасти, тем больше обостряются все твои чувства, и расширяется сознание. Но дальше нельзя, это уже опасно, ты можешь погибнуть. А он ей говорит: Именно то, что я в любой момент могу расстаться с жизнью, и двигает меня вперед, потому что передо мной на этой грани открываются невиданные горизонты и новые краски…И вообще ничто так не обостряет мои чувства как вот эта опасность расстаться с жизнью…Совесть говорит: Ты не понимаешь, что вообще можешь расстаться с жизнью? Он говорит: Ну и что? И продолжает идти к краю…И падает в пропасть…

            И такие случаи, наверное, происходили во все времена и во всех странах. И тысячи раз совесть спасала таких художников от смерти. Но иногда и не спасала.

            Кому совесть нужнее, мужчине или женщине, детям или родителям?

            Наверное, мужчине, потому что на нем ответственность. А женщине удобнее быть ведомой. Конечно, бывают исключения. Но и женщины, которые берут на себя ответственность и тянут воз жизни, им часто хочется почувствовать себя женщиной, прислониться к мужскому плечу. А ведущему совесть нужнее, потому что во время его остановит, если нужно, или если он рискует. Она остановит в нем Творца, который окажется на грани жизни и смерти…или даже на граю гибели…

            Детям или Родителям? Детям. У родителей ответственность и совесть пробуждается чаще…Поэтому они детей не бросают даже когда дети выросли. А вот детям, когда они вырастают, совесть нужна, чтобы помнили о слабеющих родителях, бабушках и дедушках, которым нужна помощь. А в детстве о совести вспоминать вообще некогда. Тебя держит совесть родителей и куча дел, которые на тебя нагружают взрослые…

            Есть ли совесть в атоме, молекуле, клетке?

            В атоме, молекуле, клетке человека – да. Во все остальной природе – нет.

            Развивается ли совесть в обществе, в истории или она неизменна?

            Думаю, не развивается. Потому что в обществе совесть является механизмом, намечающим, называющим и выстраивающим границы. Но носителем совести всегда остается человек. А в человеке совесть всегда одна и та же. Она всегда предупреждает, предостерегает, пилит…тихо или громко, но всегда одинаково…

            В детстве на каком-то этапе она включается, и после нескольких включений становится программой. Но мы не знаем, сколько раз она должна включиться, чтобы стать программой. Это великая тайна. Наверное, чем больше возможности человека как творца (то есть чем больше он может создать и разрушить), тем чаще и сильнее включается совесть…Чингисхан, например, только официально (что подтверждено источниками) уничтожил почти 12 млн человек. А историки говорят, что и все 40 млн (11 процентов населения планеты в 13 веке). Его, наверное, мучила совесть. Только мы об этом не знаем.

            Есть ли совесть у великих или они, как говорил Гитлер, «Избавлены от этой химеры»?

006

            Совесть великих, она, конечно, есть. Но они либо держат в клетке, либо как Гитлер, убивают ее, тем более, если она им кажется химерой – страшным чудовищем с головой льва, телом козы и хвостом в виде змеи. Гитлер был не совсем нормален психически и, возможно, чувствуя укоры совести, так и представлял ее себе страшным чудовищем, которое будет тебя терзать, пока его не уничтожишь. У Чингизхана совесть, наверное, была и проявлялась в заботе о близких. Была ли совесть у Наполеона? Наверное, раз старался выполнять свои обещания. Великих совесть не мучает, если сильнее долг.

Например, военоначальник бросает в бой несколько армий, понимая, что все погибнут, но иначе не устоять. У Маршалла Жукова была своя совесть. То есть в каждой совести надо разбираться, потому что за ней стоит сам человек со всей своей жизнью. Но совесть людей никто не изучает. Разбирают архив умершего писателя, а вот его совесть никого не интересует. Хотя это самое высшее, что Бог вложил в человека. Так что в будущем, наверное, биографы будут изучать прежде всего совесть великих людей, чтобы понять какими они были.

            Влияет ли совесть на здоровье и иммунитет?

            Конечно, влияет, но это надо разбираться. У Жукова было несколько инфарктов, у каждого великого человека, управляющего людьми, постоянные стрессы…Чем больше людей зависит от одного человека, тем больше у этого человека столкновений совести и долга. Почему в скиты, в уединение уходили святые, обрубая свою связь с внешним миром? Чтобы снять с себя ответственность, чтобы она уже бы не мешала совести.

Почему общество перестало воспитывать совесть, привлекать внимание к ней. Почему совесть ушла из педагогики?

Потому что мы соблазнились капитализмом и увлеклись гонкой за материальными благами. Общество провозгласило главной целью – благосостояние.

Если спросить прохожего на улице: что он хочет, чтоб было в его жизни?

Он ответит: чтоб моя семья была жива, здорова, благополучна.

- А как вы хотите, чтобы это осуществлялось?

- Ну, как…, увеличением капитала, достатка в семье, процветанием бизнеса…

- Для чего?

- Чтобы подстраховать себя.

- Но у вас же есть 10 миллионов на книжке.

- Да, 10 миллионов есть, но и риски возрастают Чем круче бизнес.

- Так вернитесь к тому времени, когда капитал был миллион и было спокойнее.

- Не могу, уже все закручено, все вложено, все крутится…Наоборот, надо наращивать капитал.

- Зачем?

- Будет надежнее тыл. И возможности больше.

- Но ведь и риски возрастут.

- Да, возрастут. Но не могу уже остановиться.

И такое происходит не только у нас, во всем мире. Везде, где капитализм. И тут не до совести. Все, кто что-то производит, или работает на услугах и получает прибыль, уже не может остановиться.

007

То есть в обществе потребления совесть спит крепким сном. А, если просыпается, люди говорят: ну-ка включи-ка музыку погромче, а то нудит тут что-то, отдыхать мешает…Да еще упрекает, что у каждого уже по несколько комнат в доме и по две-три машины…у жены – стилист, парикмахер, массажист, фитнес-тренер, портниха, психолог…Хочешь открыть свой салон красоты… Да еще подсмеивается: «На Мальдивы собралась? Нет поедешь к бабушке в село Перхушково…там на огороде здоровье поправить…»

То есть совесть предупреждает: остановись, пока не поздно…Какие-то блага есть, и хватит…Не надо ради новых благ загонять себя в ярмо гонщика за лучшей жизнью…Но человек, завороженный новыми горизонтами и перспективами выйти на новый уровень благосостояния, уже не может остановиться…Как богатый на солнечной горе…

Почему при социализме уделяли внимание совести, ее понятие входило в воспитание? Потому что не было личных капиталов, не было прибыли и не было гонки за все новыми и новыми благами…Почему сейчас самый гуманный капитализм в Северных странах – Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании? Потому что там капитал ограничен высокими налогами. Чем выше прибыль, тем выше налог. И обогащаются не капиталисты, а государство. Там даже есть налог на прирост капитала. То есть безграничной гонке за благами положен предел… И нет соблазна безудержного обогащения…

А в других странах, в том числе и у нас, зарабатывай сколько хочешь….И жизнь свою, пожалуйста, позволено, можешь в каторгу превратить в погоне за этими неограниченными благами.

Что будет с совестью, исчезнет ли она, как хвост, или станет важнейшей духовной ценностью и войдет в программу педагогики?

Она не исчезнет, а наоборот, станет важным инструментом воспитания. Но произойдет это тогда, когда возмутится природа и снесет несколько мегаполисов по всей планете…как источников мусора, материального и духовного…И люди поймут, что это повод прекратить раздутую гонку производства и начать тратить половину всех средств на восстановление природы…и повернут лицо к деревне…

Возможно, создадут даже мировое правительство, которое будет ставить и решать вопросы экологии по всем земле через головы правительств и контролировать работу очистных сооружений во всех странах. А сейчас очистку контролирует частный капитал, который ради прибылей сливает отходы втихую в реки и моря…И не останавливается производство не необходимых товаров (100 видов прокладок, 1000 видов туши для ресниц, 100 тысяч видов часов, 100 видов пены для бритья, кремов для лица, для рук и для ног, тени для век, шампуни, пластиковые пакеты и упаковки разных видов и форм).. Почему? Потому что есть спрос, подогреваемый рекламой, и есть прибыль. А природа не выдерживает.

            Итак совесть – это Бог и наш внутренний голос, который в важные моменты жизни подсказывает, что нам надо делать. Во всяком случае, многие великие люди, задумываясь о совести, приходят к одному и тому же: совесть – это Бог. Это тайный голос, который идет из Всемирного духовного банка человечества.

008

И в то же время совесть, как записала однажды в своем дневнике Екатерина вторая: «есть внутреннее, тайное закрытое светило, которое освещает нас самих…» То есть это светило все время присутствует в нас и только и ждет, чтоб мы о нем вспомнили.

            Поэтому, заканчивая тему по традиции своим стихотворением, я предлагаю всем заглянуть в себя. Недавно я в очередной раз посмотрел замечательный фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича» или как его еще назвали «Мне 20 лет». Его можно смотреть бесконечно, потому что в фильме много мыслей и важных вопросов. И там есть кадр, где главному герою ночью во сне является его отец, тогда, 20 лет назад, такой же как он теперь, молодой, красивый. Как будто он в зеркале увидел самого себя.

009

И я вдруг подумал, что в самом деле,

Совесть – это каждый из нас, только идеальный, тот, каким мы могли бы стать и по идее должны стать.

Но не становимся. И потому никогда не видим свою совесть в зеркале. И как-то само собой выстроилось такое стихотворение:

«Сижу и в зеркало гляжу.

Мороз по коже пробирает.

Себя я в нем не нахожу.

Туман поверхность заполняет.

А ведь всего-то и хотел

Увидеть совесть как явленье

Почувствовать этот предел,

Духовных таинств откровенье.

Но чей-то голос с высоты

Мне прошептал: «Ты посягаешь…

Себя увидеть хочешь ты,

Каким ты никогда не станешь…»

Герман Арутюнов

                       

Добро и зло – две чаши бытия

Что такое добро и зло?

Казалось бы, дня не проходит, чтобы мы не сталкивались с этими словами. Но задумываться об их смысле и природе нам некогда. Чего задумываться над тем, что, кажется, и ребенку ясно? Ведь все в детстве читали стихи В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Опросы социологов на улице дают разные мнения, по-разному обозначающие явление. Например:

.           «В мире больше того, что видит для себя каждый человек конкретно. Кто видит добро, для того больше добра, кто видит зло - наоборот.»

            «Добро и зло - суть одно и тоже...Начало у них одно.
Добро и зло тесно взаимосвязаны и неразделимы...И добро, и зло существуют, так же, как север и юг, черное и белое, жизнь и смерть. Если нет одного, то нет и другого. Поэтому всего поровну, одно - оборотная сторона другого.»
            «Что для одного является злом, то для другого добром. Например, окунание младенцев в Спарте в ледяную воду реки. Что это, по мнению цивилизованных людей? Без сомнения зло: издевательство над детьми, смертоубийство. А по мнению жителей Спарты, да и всего населения Греции? Они расценивали этот отсев слабых не иначе как добро. Только так спартанцы могли стать великими войнами, только так могли защищать свою страну.»

            «По мнению Фридриха Ницше, зло нужно так же, как и добро, даже больше, чем добро...»
            «Добра больше или зла, зависит от человека. Как вы воспринимаете этот мир, чему позволяете войти в вашу жизнь, в ваш внутренний мир. Если думаете, что мир жесток, смотрите плохие новости, при общении с людьми видите в них прежде всего недостатки, то соответственно жизнь и отвечает по запросам. И наоборот, если вы чувствуете добро, смотрите на жизнь положительно, избегаете просмотра негативных новостей, замечаете в людях положительные черты, то и жизнь будет ограждать вас от плохого. В общем наша жизнь это проекция наших мыслей, от них зависит чего больше, добра или зла.»

            «Мы живём на поле битвы добра и зла. В каждом из нас тоже поровну добра и зла, тёмная и светлая сторона. Светлая сторона призывает человека к добру, любви, красоте. А тёмная олицетворяет ненависть, зависть, злобу. Как в старой притче говорится, что внутри нас борются два волка тёмный и светлый. Кого больше кормите, тот и побеждает….»
            А вот что говорят о добре и зле отцы церкви….

«Зло это, в первую очередь, состояние противления Богу. Первоначально мир не имел в себе ничего злого, потому что Бог, Который его сотворил, — совершенен, и Его творения совершенны. Зло же связано с проявлением свободной воли человека против Бога.. Таким образом, беды и страдания, называемые злом, являются следствием преступления заповедей Божиих (об этом говорит пророк Моисей во Втор. 30:15-18)»

           «Первое проявление зла — небесный бунт против Бога.Господь Иисус Христос говорит в Евангелии: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18).Это произошло с Люцифером и с теми, кто пошел вместе с ним. 

«Причина падения ангелов — гордость (Сир. 10:15). Бог сотворил всех чистыми и простыми, - считает Преподобный Макарий Великий, - а то, что некоторые из них совратились, это потому, что по собственной своей воле уклонились от Божиего помысла».

            «Святой Дионисий Ареопагит пишет, что «демоны по природе не злы», иначе вина падала бы на Создателя природы. Они по мысли Митрополита Антония Сурожского, исказили принцип любви, перенеся ее с Бога на себя.»

            Однако есть вопросы, на которые нет ответа ни в опросах, ни в книгах ни в Интернете.

            Как известно из Библии, Бог, сотворяя мир, каждое деяние свое подытоживал, оценивал и видел, что «это хорошо». (Бытие. Глава 1)

            Например:

            «И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.…И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

            И создал Бог два светила великие и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

            И был вечер, и было утро: день четвертый. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

.           И был вечер, и было утро: день пятый. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо…»

.           Возникает вопрос, почему, сотворив человека (мужчину и женщину) Бог не сказал "это хорошо" как про все остальное?

Возникают и другие вопросы. Например,

Есть ли добро и зло в природе, а, если нет, то почему оно есть в человеке? Чего больше в природе и в человеке, добра или зла?

Когда появилось понятие добра и зла, с появлением общества или еще раньше?

Наблюдения показывают, что зло быстрее добра, добро медленнее («Господь Иисус Христос говорит в Евангелии:Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию.Лк. 10:18») Почему?

Как формировала понятие добра и зла школа социализма (октябрята, пионеры, комсомольцы, коммунисты)?

Воспитывается ли сейчас в обществе понятие добра и зла?

Меняется ли ощущение добра и зла у каждого из нас с годами или наоборот, угасает?

Как человек относится к добру и злу на протяжении всей своей жизни, в разные периоды?

Что будет с понятием добра и зла в будущем, исчезнет ли оно как рудиментарный хвост или, наоборот, станет важнейшей ценностью для человека?

После прочтения многочисленных высказываний святых отцов и мыслителей всех времен и народов, складывается убеждение, что добро и зло – это две силы, две чаши бытия, две противоположности, которые, как плюс и минус, составляют единое целое (электромагнитное поле) и между ними в то же время идет постоянная борьба.

Это свойство противоположностей заметил еще Пифагор (570-495 до н.э.), который, давая всему определения, назвал такие:

предел и беспредельное,

четное и нечетное,

единое и множество,

правое и левое,

покой и движение,

прямое и кривое,

свет и тьма,

хорошее и дурное,

мужское и женское.

Эмпедокл (490-430 до н.э.) что-то добавил к этому ряду, кажется, любовь и ненависть.

Мудрецы Востока – Инь и Янь.

Но, если добра в нашем мире столько же сколько и зла (раз чаши все время в равновесии), то почему кажется, что зла больше? Кто-то ответил на этот вопрос вроде бы старой и затасканной истиной: «Потому что мы все умрем». Но на самом деле в этом что-то есть. Просто мы, занятые разными делами, не думаем о смерти, но ее неизбежность висит над каждым как дамоклов меч, и, как только мы соприкасаемся со смертью, сразу проявляется.

Добро и зло как формула, как программа, заложенная во всем, движет жизнь, она все время в работе. И, если зло перевешивает, то часть его преобразуется в добро, и тогда чаши уравновешивается. А, если добра становится больше, то часть его преобразуется в зло, и вновь чаши уравновешиваются. Видимо, поэтому добро оборачивается во зло и наоборот.

Эти пояснения были бы мало кому интересны, если бы тема добра и зла не касалась каждого из нас, если бы в нашей собственной жизни добро неожиданно для нас не оборачивалось бы злом. Почему и говорят: «Хотели как лучше, а получилось как всегда» Отсюда и знаменитая фраза: «Дорога в ад вымощена благими намерениями».

А быть над добром и злом («добру и злу внимая равнодушно»), как посольский дьяк в драме А.С.Пушкина «Борис Годунов», невозможно. Разве что летописцу. Но обычный живой человек, каждый из нас, равнодушным быть не может. Разве что в момент уравновешивания весов добра и зла в нашем сердце. Но это очень короткий отрезок времени, миг или даже тысячная доля секунды. А потом чаши опять по очереди взмывают вверх и падают вниз. И в нас преобладает то добро, то зло. Своего рода закон добра и зла.

Добро и зло необходимы, потому что позволяют нам, как и Богу, оценивать содеянное. Ведь мы созданы по образу и подобию Божиему. Не оценивать мы не можем, потому что человечество Бог создал для осознания, для оценки.

Эту мысль впервые высказал более чем 200 лет тому назад художник, поэт, инженер и ландшафтный архитектор Пьетро ди Гонзага (1750-1831), которого из Италии пригласил в Россию владелец усадьбы Архангельское князь Николай Борисович Юсупов(1750-1831).

Таким образом, только человек все оценивает и тем самым всегда обозначает, проявляет добро и зло.

А началось все, наверное, с Эдемского сада, когда Ева уговорила Адама вкусить плодов от Древа познания. Поэтому можно сказать, что познание для человека, для каждого из нас это не просто усвоение новых знаний, но всегда оценка, всегда подсознательное или сознательное деление на белое и черное, на плюс и минус, на добро и зло.

Именно оценка делает наш трехмерный мир непредсказуемым и интересным для Бога. Она как бы включает в дополнение к зрению все наши другие чувства восприятия (слух, обоняние, осязание, вкус), что безмерно расширяет наше трехмерное восприятие.

Мокрое и сухое,

горячее и холодное,

тяжелое и легкое,

острое и тупое,

гладкое и шершавое

и так далее…все это раздвигает любую трехмерность до безграничности.

Применимо к нашей жизни можно сказать, что только с оценки начинается духовная работа, то есть с оценки человек, как материальное существо, приближается к Богу.

В этом смысле заманчиво и искусственный интеллект (компьютер) загрузить программой оценки, взвешивания добра и зла. Но это опасно. И даже страшно. Может погибнуть человечество. Как сейчас у любого компьютера есть программа очистки (от ненужных программ, значков на рабочем столе, ярлыков), которая автоматически через определенное время запрашивает и предлагает очистку. Имея самооценку, такая программа сама может сказать «да».

Однако человек еще более опасен. Видимо, поэтому, создавая человека, Бог не сказал «И это хорошо», как Он говорил, создавая небо, землю и всю природу. Во всяком случае, монахи, переписывающие Библию по многу раз, ничего к этому не добавляли и ничего не изменяли. Значит были с этим согласны. Значит так и было когда-то записано. Значит так оно и было.

Теперь понятно, почему, создавая человека, Бог не сказал: «И это хорошо». Сомневался, хорошо ли это. Предвидел, что это будет не к добру. Опасался, что опыт будет непредсказуемым.

И действительно, что мог раньше один человек? А теперь один озлобленный или психически неуравновешенный человек может уничтожить все человечество. Видимо, поэтому те, кто сейчас работает над искусственным интеллектом, не спешат закладывать в него программу самооценки и оценки всего и вся, чтобы робот не стал человеком.

Разве что лет через 30 или 50, может быть. Когда будет создано мировое правительство, способное договариваться и далеко просчитывать все возможные последствия.

Хотя, возможно, опасения наши напрасны - нас отслеживают, и при опасности во время остановят. Во всяком случае, если бы я был Господом Богом (не дай Бог!), то, запуская эксперимент с человечеством, предусмотрел бы такую опасность и исключил бы ее.

Взять, например, еврейский народ, видимо, избранный Богом для правильной жизни. И действительно, если посмотреть на среднюю еврейскую семью, то именно в ней закладываются хорошие традиции. Редки разводы. Детей с детства обучают музыке и разным навыкам, и дети вырастают хорошими специалистами в самых разных областях.

Когда поляки, например, в XVI веке захотели основать в местечке Лиозно недалеко от Витебска небольшой город, то собрали евреев разных специальностей, и через несколько лет это был готовый городок с хорошо налаженной инфраструктурой.

Получается, что это действительно избранный народ, если все делает правильно, аккуратно и добросовестно. Да, если б эта жизнь была в самом деле правильной….Однако, именно в силу закона добра и зла, обращающего то зло в добро, то добро во зло, чем правильней жили евреи, тем более враждебно настраивались против них окружающие. В средневековой Европе их даже заставляли селиться в гетто, как прокаженных и надевать желтую одежду. Или носить на одежде желтую звезду, которая как бы предупреждает: «будьте настороже…»

И в самом деле, такой вроде бы правильный народ, ведя вроде бы правильную жизнь, сам накопил столько зла, что ради спасения его из него вышел Христос с новым пониманием добра и зла: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…Мф.5:39», что апостол Павел перевел как «побеждай зло добром».

Вся вся история человечества – это либо концентрация добра вокруг зла, либо наоборот, концентрация зла вокруг добра.

Например, концентрация добра вокруг зла… Сквозь все времена и народы проходит миф о драконе, который живет где-то в пещере недалеко от людей, а раз в месяц (или в год) прилетает, жжет посевы и людей, забирает предназначенную ему девушку и улетает. Десятки смелых воинов и рыцарей приходят, чтобы убить дракона. Наконец, один убивает и женится на спасенной девушке. Все довольны, начинается спокойная, счастливая, но обычная жизнь, которая больше никому не интересна.

Другой пример – концентрация зла вокруг добра… Жизнь любого святого, который ведет праведную жизнь, а темные силы все время испытывают его на прочность, истязают и мучат. В конце-концов праведник побеждает всех своим терпением и кротостью, но на этом вся история заканчивается и говорить больше не о чем.

Эта концентрация добра вокруг зла и зла вокруг добра похожа на работу наших клеток, в которых при попадании вируса, вокруг него сразу ощетиниваются воины-лейкоциты.

Вот почему наша жизнь такая неправильная и непредсказуемая. Из добра, из его клеток вырастает зло, как раковая опухоль, но так же и из зла, из его клеток прорастает добро. И никто пока не понял, как регулировать в себе добро и зло, как соблюдать это чувство меры того и другого, чтобы одно непредсказуемо и неуправляемо не переходило в другое, нарушая все наши планы.

Это очень трудно еще и потому, что человек – своего рода ядерный реактор, в котором вырабатываются невиданные энергии, энергетические бури и вихри, почти холодный термояд, Мы все, в том числе и каждый из нас, запрограммированы на невероятную мощь. Поэтому для любого сдерживания нужны не столько огромные усилия, сколько точные действия. Но какие, никто не знает.

Во все времена люди искали философский камень, истину, загадку, отгадав которую, можно сразу решить все проблемы и стать счастливым. Но то, что никуда не надо идти и искать, потому что сам человек – философский камень, истина и загадка, догадывались немногие. И так часто и бывает, человек ищет свое счастье, а оно вот оно, всегда было рядом, просто не замечал, как бы в упор его не видел.

Но мы, я имею в виду, не ученые и не святые, а самые обычные люди, себя мало изучаем, мы не ведем дневник, не анализируем прошедшие события, не осмысливаем действие добра и зла в себе и тем более их сочетание, соотношение, столкновение и борьбу. Между тем, как, эти соотношения фиксируются временем и застывают в нас как кольца на дереве, оставляя на каждом этапе нашей жизни свое кольцо.

Каждое столкновение добра и зла – вроде бы тупик, зло, а на самом деле как бы ступенька на лестнице нашего духовного развития, то есть добро. Как в стихотворении И.С.Тургенева «Порог»:

«Я вижу громадное здание. В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью — угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка… Русская девушка.

Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.

О ты, что желаешь переступить этот порог, — знаешь ли ты, что тебя ожидает?

— Знаю, — отвечает девушка.

Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?

— Знаю.

— Отчуждение полное, одиночество?

— Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.

— Не только от врагов — но и от родных, от друзей?

— Да… и от них.

— Хорошо. Ты готова на жертву?

— Да.

— На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто… никто не будет даже знать, чью память почтить!

— Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.

— Готова ли ты на преступление? Девушка потупила голову…

— И на преступление готова.

Голос не тотчас возобновил свои вопросы.

Знаешь ли ты, — заговорил он наконец, — что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?

— Знаю и это. И все-таки я хочу войти.

— Войди!

Девушка перешагнула порог — и тяжелая завеса упала за нею.

-—Дура! — проскрежетал кто-то сзади.

Святая! — принеслось откуда-то в ответ…»