От автора
Книга "Вечные ценности"
Все ищут рецепты лучшей жизни. Такой, чтобы чего-то добиться, прожить именно свою жизнь, а не чужую, реализовать свои возможности, причем, не преступным путем, а достойно, приумножая количество не врагов, а друзей. Оказывается, не надо ничего изобретать и придумывать что-то новое – все новое это хорошо забытое старое. Нужно пропускать через себя вечные ценности.
Правда, они, как и народный эпос, имеют свой секрет. Не попадешь в нужный ритм, самая великая ценность покажется ерундой, с вечными ценностями нельзя обращаться бесцеремонно, с ними надо церемониться, то есть читать про них, осмысливать их, обдумывать.
Это не фастфуд, это духовная пища, отобранная временем и потому очень концентрированная, как лекарство и даже как яд. Поэтому желательно усваивать каждую вечную ценность через обряд, ритуал, то есть ряд последовательных повторяющихся действий. Как в кино, где несколько картинок, двигающихся перед нами одна за другой (16 или 24 кадра в секунду) вдруг превращаются в живую картину.
Каждая тема в книге – описание вечной ценности. И каждая ценность (верность, вера, мечта, простая жизнь или вещи из домашнего музея), как часто повторяющиеся слова, так или иначе проявляется в жизни многократно, то есть повторяется, и тем самым как бы заключает сама себя в энергетическое кольцо.
Не случайно великий реформатор Мартин Лютер 500 лет назад, истово желая, чтобы вечные ценности дошли до людей, начал перекладывать слова Евангелия на стихи-псалмы, а стихи эти в свою очередь клал на музыку, надеясь, что все люди когда-нибудь будут петь эти псалмы, пропуская священные слова через свою душу. По сути своей таковы же и все молитвы, которые верующие пропевают в храме или дома. Не потому ли они верят? Повторяют одни и те же слова, неосознанно замыкая их в энергетическое кольцо, и чувствуют нечто высшее, что позволяет ощущать, что за этой жизнью стоит еще какая-то, пока не постижимая для нас.
Вечные ценности – как повторяющиеся вехи вдоль дороги жизни. Мы узнаем эти вехи с детства через рассказы взрослых и, видя их, нам легче двигаться по дороге собственной судьбы.
Человеку во все времена нужны были какие-то ориентиры в жизни. До письменности это были передающиеся из уст в уста негласные правила поведения, духовные ценности, помогающие жить. С появлением письменности у разных народов эти ценности сконцентрировались в виде заповедей, которые были нанесены на каменные доски – Скрижали.
До нас дошли 10 заповедей, которые даны Богом Моисею на горе Синай, и вошли в Ветхий Завет. Потом Христос добавил к ним ещё одну, объединив смысл предыдущих заповедей: «Да любите друг друга». 10 заповедей Ветхого Завета на скрижалях считаются основой веры.
В изобразительном искусстве знаменитые каменные доски, на которых были записаны заповеди, обычно изображают в виде раскрытой книги или ветхих плит с закруглёнными верхними углами.
Вечные ценности, записанные на скрижалях, и те, что в скрижали не вошли, но передаются из уст в уста – это как ось координат или ориентиры, которые не видны, но помогают жить, собраться в момент выбора или принятия решения, защищают от уныния и отчаяния..
Заповеди это, возможно, самые часто повторяющиеся вечные истины, которые люди всегда пытались передать своим детям и внукам, а те - уже своим. Причем, неоднократно повторяя. Поэтому они заключают в себе волшебный механизм повторов, который лежит в основе всех магических обрядов и ритуалов. Каждый повтор как магнит в замкнутом энергетическом кольце, придающий ускорение двигающемуся по кольцу предмету.
Не случайно в нашей жизни есть такое понятие как Дежа вю (в переводе с французского означает «уже виденное»). Это повторяющиеся действия, когда кажется, что что-то уже было. Это психическое состояние, при котором человек, находясь в определенном месте и в определенное время, испытывает ощущение, что он уже был в подобной ситуации, и в этот момент ему кажется все знакомым..
Не случайно впечатление от Дежа вю может быть таким сильным, что воспоминания о нём могут сохраниться на годы. Потому что включаются высшие слои нашей психики, которые играют очень важную роль в жизни.
Парапсихологи объясняют Дежа вю теорией реинкарнации, то есть, если человек проживает не одну жизнь, а несколько, то он может вспоминать некоторые эпизоды одной из них.
Генетики объясняют Дежа вю проще – работой нашей генной памяти, растворенной в крови, которая хранит информацию о жизни всех наших предков, вплоть до Адама и Евы.
А мне хотелось бы обратить внимание именно на повторы, с которыми связано явление Дежа вю. Без повторов нет и Дежа вю. То есть потому и вспоминаются нам ситуации, в которых, кажется, мы уже были, что повторы у нас в крови, как основной механизм жизни, превращающий материальное в духовное.
Это происходит, поскольку человек – существо сакральное, магическое, помимо материального мира несущее в себе и духовные миры. Повторы же это тоже нечто магическое, переключающее наше сознание с обыденного на сакральное.
На повторах строится любой физический труд, который собственно наряду с речью и выделил человека из животной среды, озаряя монотонность и однообразие вспышками энергии, как озаряется трение дерева о дерево языком пламени. Тот самый физический труд, без которого невозможно никакое созидание и тем более творчество. К которому в нашем обществе раньше относились с уважением, прививали любовь, а теперь масскультура формирует к нему негласное пренебрежение, если не презрение, все теле, радио и газетные рекламы нацеливают на быстрый и легкий успех.
Не случайно в противовес умалению труда энтузиасты создали в Москве театр труда, цель которого не только вернуть уважение к труду, но и пробудить у молодежи интерес к исконно простым рабочим профессиям: кузнечному делу, плотничеству, гончарству, рукоделиям, чтобы дети вновь стали мечтать о том, чтобы стать геологами, трубочистами, врачами или пожарниками. Театр, где герои – увлеченные люди с горящими глазами, двигающие вперед свое дело, а вместе с ним мир, жизнь. Театр, где снова со сцены звучат слова о том, что высокие цели нужны прежде всего нам самим.
Любой, даже самый скучный, однообразный и монотонный труд, как обряд, магичен и сакрален, потому что несет в себе повторы. Они как круг свечей, которые зажигают по очереди, и, когда все они горят, становится виден сверкающий огненный круг - символ мировой энергии.
На повторах держится стабильность любых действий в нашем материальном мире, будь то движение планет, возникновение и исчезновение целых галактик или движение небесных тел по орбитам. Поэтому и на планете Земля все построено на повторах, начиная с восхода солнца и кончая его закатом. Собственно и действия каждого из нас, отражая повторы в природе, тоже повторяются: просыпание, засыпание, движение, еда, сон и так далее.
Если мы поймем, что повторы не скучны, а часть волшебного механизма жизни, механизма нагнетания энергии и насыщения ею пространства, пробоя рутины и воспламенения материи, то это изменит наше отношение к жизни, ко всем ее монотонным повторяющимся моментам, а также к труду, к которому можно относиться не как к тягостной обязанности, а как к источнику энергии.
Тогда талантливые люди, которые сейчас, возмущаясь монотонностью труда и жизни, уклоняются от работы, уходят в загул или идут на преступления, будут, зная, как это делается, извлекать из монотонности энергию и испытывать творческие озарения.
Тогда при монотонном труде не надо будет считать минуты, дожидаясь, чтоб только поскорее все закончилось. Как не испытывали скуки жрецы в храмах Вавилона и Древнего Египта, а также друиды, предки славян в святилищах, от монотонно однообразных, повторяющихся действий религиозных обрядов, как не испытывают скуки священнослужители сейчас, участвуют в современных монотонных обрядах, составляющих церковное богослужение..
Вечные ценности – это тоже повторы, но повторы не обычные, а выдающиеся, сакральные, повторы самого важного в жизни духовного опыта, что выделил человек за всю историю своего развития.
Неспроста ряд психилогов полагает, что Дежа вю играет роль механизма нашей самозащиты. То есть когда мы находимся в неловкой ситуации или в незнакомом нам месте, то автоматически начинаем искать повторы, то есть какие-то знакомые вещи или предметы, чтобы поддержать свой организм в момент психологического стресса.
Вечные ценности, постоянно прокручивающиеся в нашем сознании, тоже своего рода механизм духовной самозащиты, как нечто устойчивое, в противовес изменчивому, зыбкому, сиюминутному, ненадежному…Таким образом задача перед любым обществом – изменить отношение к ним всех в целом и каждого человека, перестать видеть в них торможение и рутину, но прежде - магию повторов, воспламеняющих наше сознание.
26 моих эссе (очерков-размышлений) под рубрикой «Вечные ценности» из номера в номер в течение нескольких лет публиковались в журнале «Природа и человек.XXI век”, после чего один из читателей написал, что эта тема - находка журнала, потому что,
«если еще тридцать или сорок лет назад, когда перед страной все еще стояла цель – построить коммунизм и воспитать нового человека, эта тема не сходила у нас со страниц печати и литературы, то есть она не была редкостью, то сейчас модны эгоизм, приколы, идиотизм, ирония, низведение и развенчание всех духовных и нравственных ценностей.»
Это так. Добро на первый взгляд однообразно и неинтересно. Потому и журналистам и писателям интереснее писать о зле, а актерам интереснее играть злодеев. И к поговорке «От добра не ищут» прислушиваются сейчас немногие, потому что мир катится к пропасти разнообразия, размывания границ и норм. Мы теперь стремимся одновременно ко всему, оставляя на потом то важное, что надо сделать в жизни, забывая фразу короля Пруссии Фридриха Великого (1712-1786) «мы хотим всем завладеть, как будто у нас есть время всем обладать». Так что к добру и высоким истинам надо себя понуждать, потому что как физические упражнения для тела, это духовные упражнения для души. К злу мы и сами скатываемся, причем, без всяких усилий. А вот к добру - путь в гору.
И помощниками на этом пути всегда были и есть и будут ценности, которые принято считать общечеловеческими. Это те ценности, которые важны во все времена и для всех людей. К ним относятся
справедливость,
красота,
достоинство,
чувство долга,
добро,
общественная польза.
Это те ценности, которые важны для духовно развитого человека. И во все времена, для всех наций и для всех видов обществ эти ценности были вечными.
А еще верность и
преданность,
любовь к детям и
своим близким,
к своему народу и
Отечеству.
Есть ценности преходящие, которые меняются в соответствии с уровнем развитием общества. Но именно на вечных ценностях держится мир. И чтобы в мире ни происходило, какие бы новшества ни придумывали бы, вечные ценности играют важную роль в жизни каждого человека, каждого из нас. Без них человеку не на что опираться, нечем духовно развиваться и чувствовать себя человеком. В добре, красоте и справедливости раскрывается наш духовный потенциал. Без высших ценностей прожить жизнь достойно трудно, если не сказать - невозможно.
А еще к привычным вечным ценностям в можно добавить темы, над которыми всегда интересно задуматься:
простая жизнь,
в поисках смысла,
круг жизни,
вера,
молитва,
песня,
источник,
старые письма.
У всех свои Вечные ценности. Поэтому каждый, наверное, к известным и устоявшимся ценностям добавляет в течение жизни какие-то свои…
Для рода и семьи это важно – выработать свои родовые ценности, чтобы следующие поколения им следовали и по ходу собственной жизни добавляли что-то свое, обогащая память рода. Это важно, поскольку всегда будет островком здравого смысла среди духовного мусора, который постоянно накапливается вокруг нас.