Циферблаты жизни
Время движется по кругу… Мы уже настолько привыкли к этому, что не видим в этом ничего необычного и даже не задумываемся - а почему не по прямой? Мы привыкли к круглым циферблатам секундомеров, курантов на башнях, настенных и наручных часов, будильников.
В самых знаменитых часах Праги – в башне Ратуши на Староместской площади, рядом с Карловым мостом, в полной мере обобщена эта идея – время движется по кругу и даже с разной скоростью – на одном часовом циферблате стрелка огибает круг за сутки, на другом, годовом, на фоне 12 месяцев - за год.
Картинка № 1. Пражские часы. Общий вид
Картинка № 2. Пражские часы. Годовой календарь-циферблат
Есть циферблаты недельные, где стрелка огибает круг за неделю.
Картинка № 3. Циферблат-неделя
А есть часы, где движутся по кругу годы нашей жизни (поменять 0 на 42, 7 – на 49 и так далее, чтобы вырастая человек карабкался вверх и в 42 года оказывался на вершине жизни и высшей точки циферблата. А потом идет спуск вниз…
Картинка № 4. Циферблат-жизнь человека
Кто-то из художников XVIII века изобразил жизнь Христа в виде круга и назвал его «Часы страстей христовых»
Картинка № 5. Циферблат – часы страстей Христовых.
И точно также по кругу время от скорости жизни искривляется…
Картинка № 6. Циферблат с искривившимся временем
И цвета тоже связаны со временем. Мы движемся мимо них вместе со стрелкой часов, попадая частью своей жизни в то или иное пространство спектра…
Картинка № 7. Циферблат-цветовой спектр
А еще время своей цикличностью похоже на человеческий глаз, сквозь который мы смотрим на мир. Время вообще в чем-то похоже на орган восприятия: глаз, ухо, нос, язык, пальцы. Ведь сам процесс восприятия это – время.
Картинка № 8. Глаз-циферблат (мы смотрим на мир сквозь глаз-время)
Вот, видимо, почему у древних египтян глаз Бога ассоциировался со временем. Как будто это мы движемся мимо него, а оно неподвижно и смотрит на нас. Наблюдая мир веками, этот глаз Бога сам стал временем.
Нидерландский художник Иероним Босх (1450-1510) был не только художником, но и философом. Нарисовав картину «Семь смертных грехов» в виде глаза, он, очевидно, тоже связывал как-то и то и другое со временем. С одной стороны глаз Бога, наблюдающий отпущенные нам года жизни. А с другой стороны наш глаз, которым мы смотрим на мир, как пристанище грехов. Грехи ведь совершаются в разное время, но повторяются, значит они как бы движутся по кругу, составляя собой круг. И этот круг – наш глаз. И с каждым новым грехом мы смотрим нашим глазом на мир уже по-другому – через новый грех, как сквозь призму…
Картинка № 9. Иероним Босх.Семь смертных грехов.
Уже много сотен лет эта картина висит в Эскориале, дворце Филиппа II, в окрестностях Мадрида, где её когда-то в своей спальне повесил этот испанский
король.
Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье. В середине – подобие зрачка, в котором изображен Христос. Он все видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза.
Ниже надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё".
Всевидящее око Бога зрит все, но Бог не вмешивается в ход вещей.
Муки Христа – укор, напоминание человечеству, что без наших собственных усилий муки Христа могут быть напрасными. Он указывает на свою рану в боку, он в очередной раз взывает к людям, но кто это воззвание слышит?
Третий круг изображает лучи, идущие от Христа, как от солнца – согревайся их лучами, живи пристойно и радуйся жизни, люби, твори, не только бери, но и отдавай. Увы, и в божественных лучах человек творит зло.
В четвёртом круге в семи секторах — семь смертных грехов.
Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название.
Таким образом, Босх создает обобщенную картину человечества, погрязшего в грехах. Семь смертных грехов в католической традиции – это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к преступлениям и проступкам.
Они были переведены в католических молитвах следующим образом:
Gula (обжорство)
Fornicatio (блуд, похоть)
Avaritia (алчность)
Tristitia (отчаяние)
Ira (гнев)
Acedia (уныние)
Vanagloria (тщеславие)
Superbia (гордыня)
Человек, ненасытно и хаотично пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия (Gula).
В комнате хаос, беспорядок, очаг прямо на полу, лохмотья на ребенке... Казалось бы: вот он, главный грешник — ненасытный толстяк в центре. Но все кто в комнате, тоже либо с пищей, либо с жаждой набить утробу, а значит — грешны.
Праздность (лень) (лат. Acedia). показывает следующая сцена. Монашка пытается воззвать к исполнению долга обленившегося священника, а тот уснул, и кошка рядом с ним тоже спит. И оставьте вы все нас в покое...
Любострастие (блуд, похоть)(лат. Luxuria). Две пары, занятые друг другом, развлекаются, настраиваются на близость. А развлечь их, чтобы склонить к блуду, стараются шуты или клоуны, принимающие разные недвусмысленные позы, проигрывающие перед зрителями мазохистские сцены и проговаривающие разные возбуждающие речи.
Гордыня (Высокомерие) (лат. Superbia) Гордыню олицетворяет дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней кто? Выглядывающий из-за шкафа дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце.Зеркало часто используется Босхом, чтобы показать гордыню, тщеславие, которые внушает демон.
Гнев иллюстрируют двое мужчин - дерутся перед таверной, на зелёной лужайке. Человек в необычном, для того времени, головном уборе, уже бросался на своего соперника, надев ему на голову табурет. Теперь, скинув с плеч плащ, он уже с кинжалом хочет показать, кто здесь главный еще раз. Его пытается остановить женщина. Удастся ли ей это? Но соперник не испуган, наоборот, он в таком же гневе, так что даже не чувствует на голове свой новый деревянный головной убор. Кувшин в руках у женщины показывает, что все здесь уже изрядно выпили, и это не начало ссоры, а один из обычных ее постоянных эпизодов.
Алчность (Жадность) (лат. Avaritia. Судья, берущий взятку. Картинка суда, чиновник, принимающий решение. Здесь алчность, ненасытность, жадность - главный грех. Присмотреться — точно, один из просителей в «случайно» и невзначай повёрнутую ладонь кладёт монетку. Можно ли сомневаться, за кем будет решение?
Зависть здесь показана, не как свойство того или иного человека, но качество, присущее всем. Пожилая пара с интересом смотрит на мужчину с соколом, видимо хотят такого же. Тем временем рядом другой молодой человек с завистью смотрит на их дочь. Даже собаки, под ногами которых две кости, смотрят на третью, в руках хозяина. Слаще всегда то, что имеет другой. Кстати: на работягу, волокущего мешок, никто не смотрит — чему тут завидовать?
Художник показывает, как живем все мы, обыкновенные люди, погруженные в каждодневную суету; сцены привычных, будничных страстей-пороков движутся по нескончаемому кругу.
То, что изображения семи смертных грехов расположены по кругу, обозначает их повторяемость, их постоянное проявление в жизни, как неискореняемые свойства человеческой натуры..
Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары.
Четыре круглых изображения по углам, называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают Смерть,
Страшный суд,
Рай
и Ад
Эти четыре сцены – напоминание о том, что нас всех ждет, о том, что за нами выбор, что мы можем выбрать такую жизнь, которая приведет нас к любой из этих сфер…
Ад является самым мрачным из четырех картин. Здесь показаны наказания, соответствующие семи смертным грехам.
Cлевa - пара в кровати, покрытая красным (символ прелюбодеяния).
Вокруг - множество демонов, готовящихся к пыткам.
В центре фигура, которую пытает демон в костюме монахини.
Еще одна лежит на каменном столе-плите, готовая к расчленению.
Внизу - пару, (похожую на Адама и Еву), кусают диковинные звери, и над ними приплясываетдемон, держа в руках кувшин с возмездием.
Начертанные на свитках слова из Второзакония,32-28 и 32-20:
«Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»
И «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их»
Память глаза…Действительно, сейчас ученые постепенно все больше убеждаются, что мы, оказывается, думаем не только мозгом, но и частями тела: руками, ногами, спиной. И говорим даже: спина помнит, сколько ремня получила, а рука – какой ожог, а нога – какой вывих…
Так и глаз, наверное, тоже помнит…А ведь через глаза мы получаем большую часть информации от внешнего мира. И вот так, сквозь главную память, на которой записаны наши грехи, мы смотрим на мир…
А Бог в свою очередь смотрит на нас, на грешный циферблат нашей жизни, в наши глаза, которыми мы смотрим на мир через семь смертных грехов…
Жизнь каждого человека, каждого из нас, похожа на часы, сложнейший механизм с массой разных шестеренок, колесиков, винтиков, которые вращаются в разные стороны, создавая своим вращением тысячи волшебных моментов.
Но и в природе можно найти немало мест, похожих на часы с циферблатом, например, некоторые озера в Карелии (особенно Сейдозеро) представляют собой как бы циферблат часов. Вместо делений - священные камни-сейды. Каждый, как силовое поле или магнит. Движение вдоль них по кругу приводит к чудесам. Именно так, двигаясь по периметру, местные шаманы проводили свои священные обряды, обращались к духам за помощью.
Можно сказать, что там, где человеку хочется двигаться по кругу, совершать ритуальные пляски, водить хороводы, там скрыт невидимый циферблат, спираль времени, его проявление, усиленное какими-то природными явлениями.
Картинка № 10. Славянский хоровод на «циферблате» природы.
Но и мир в целом похож на гигантские часы с массой разных шестеренок, колесиков, винтиков, которые вращаются в разные стороны, создавая своим вращением тысячи волшебных моментов. И циферблаты наших жизней соединены друг с другом как шестеренки в часах, и не только движутся сами, но и двигают кого-то, как и нас движет кто-то, чья-то шестеренка…
Картинка № 11. Циферблаты наших жизней как шестеренки в часах мира-времени.
Движение времени по кругу закручивает весь живой мир в невидимые круги и спирали. Не случайно у ребенка интуитивная потребность заключать все в круг. Как в задорной детской песенке:
«Солнечный круг, небо вокруг,
Это рисунок мальчишки…
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я…»
Эта песенка по сути радостный часослов жизни. То есть ребенок рисует освещаемые и оберегаемые солнечным кругом ценности, на которых все держится. У него еще голова не загрязнена ложными истинами.
Есть символы вечных ценностей. И именно они должны быть на циферблате часов нашей жизни. Можно рисовать просто события жизни, а можно самые важные, как 12 делений на циферблате часов. И пусть их будет не 12, а 9, 7 или даже всего 3. Каждый человек сам должен определить, какие события в его жизни или какие истины самые важные.