markГерман Арутюнов

официальный сайт писателя

melnica schastiya обложка1 обложка2обложка3 Обложкаtheatreoblozhzhka

Бабушкины наряды

260 1W0 6140х140 см. Холст, масло. 1992 г. 

Воспоминания из детства светят нам потом всю жизнь. Мать часто показывала одну шаль бабушки, редкую, очень дорогую, бережно хранимую, как осторожно извлекала эту шаль из старинного сундука. Удивительным казался этот сундук - в нем и мыши с молью и червячки никогда не заводились, и вещи были как новые…Каждую можно было часами рассматривать, столько на ней было всяких интересных деталей…

Вот жемчуговый кокошник-шишак, который бабушка показывает внучке, он передавался по наследству, так что его носила бабушка этой бабушки, а, может быть, и бабушка той бабушки. Он украшен еловыми, сосновыми и кедровыми шишками (символ силы каждого дерева), которые опутаны нитками с жемчугом.

И в то же время этот кокошник, передающийся из поколения в поколение, уже оброс легендами, стал почти волшебным, как былинные скатерть-самобранка, ковер-самолет или сапоги-скороходы. Так же как шапку-невидимку надеваешь и становишься невидимой, так и кокошник-шишак надеваешь и становишься…царевной-лебедушкой. И еще одно чудесное свойство бабушкиного сундука с нарядами – что оттуда ни вытащишь, тут же вспоминается какая-то связанная с этой вещью история.

Прямо сундук сказок и легенд, история целого рода. «Мне моя маменька, - рассказывает бабушка внучке, - отдала этот кокошник со словами: «Шишки-то на нем волшебные. Если тебе приглянется парень, на посиделки надень его, и парень тебя сразу полюбит, у него откроются на тебя глаза». В этом кокошнике я и вышла к венцу. И, когда он меня впервые в нем увидел,я ему еще больше полюбилась. А потом мы прожили вместе всю жизнь».

Внучка удивляется: «Ой, правда, бабушка? И даже я, такая конопатая, буду красавицей?» «Оденешь, - говорит бабушка, - и будешь. Самое обычное женское лицо может быть и совсем незаметным, а вдруг преобразится, так что все рот откроют. Это зависит от того, есть в женщине достоинство или нет. Достоинство, понимание своей цены, и делает русскую женщину красавицей. А кокошник ей в этом помогает. И вообще женское достоинство – это целая премудрость.»

 Много о достоинстве еще рассказывает в этот вечер бабушка. О том, как молоденькие девчонки стремятся показать себя и выходят на люди, накрашенные как снеговики на святках, о том, как мало в них женственного, как мало женского достоинства, так что никакой русской красавицы в них не увидать.

«А любую из вас, - говорит бабушка внучкам, - одень в красивый русский сарафан, в кокошник, прямо Василиса Прекрасная…Потому что украшали себя женщины не вещами, а знаками достоинства. И эти знаки выстраивались на женщине в ряд или даже в круг… Они подчеркивали достоинство, окружали его ореолом. Еще вчера это была девчонка с голыми пятками, а тут вдруг все увидели у ней и лебединую линию шеи, и точеный подбородок, и чистый высокий, почти царственный, лоб… Может быть, искусство обряда одевания в том и состоит, чтобы в женщине выстроить достоинство?»

Да, раньше было так, а сейчас? Сейчас разве что на торжественным приемах женщины облачаются в длинные платья, подчеркивающие их достоинство…Между тем как в каждой женщине есть свое достоинство, и одна ситуация его проявляет и подчеркивает, а другая наоборот, сводит на нет…Почему и сказка «Золушка» с намеком – каждой женщине от замарашки до принцессы всего один шаг, каждая может быть одновременно и золушкой и принцессой. Надень на нее грязный фартук, мятое платье, запачкай ей лицо и руки – будет золушка.

А умой, надень бальное платье и хрустальные туфельки – будет принцесса. Выходит, что бабушка достает из сундука не просто наряды, а знаки достоинства. И очень жаль, что эта мудрая традиция уходит в прошлое. Уже в шестидесятые годы XX века считалось модным отказываться от прошлого, выбрасывать старые вещи на помойку. А, кто надевал их, того поднимали на смех…Как поднимали на смех тех, кто затягивал старые народные песни…Все деревенское уже считалось отживающим, не годящимся для новой современной жизни…

Это наша трагедия, что мы в 60-е годы отказались от своего национального богатства – своих традиций, обрядов, обычаев, своей одежды. Ценности, которые копились столетиями, мы разом отправили на свалку. Музейные работники, ездившие по деревням и собиравшие предметы крестьянского быта и одежду, удивлялись, как спокойно некоторые сельские жители отдавали им содержимое родовых сундуков вместе с самими сундуками… Почему?

Потому что громогласно было объявлено, что все эти бабушкины сундуки и бабушкины наряды – это архаика, носить это стыдно, это хлам, от которого надо избавляться, на помойку его! И люди бросали в печки прялки, которым было по 200 лет, ткацкие станки, похожие на органы, берестяные кузова, туеса и корзины, с которыми их бабушки ходили за грибами и за ягодами... Да и сейчас, в молодежной среде престижность народного искусства нулевая, и те, кто что-то знает с детства, стесняется это исполнить.

Надо быть такой, как наша современница, молодая певица Пелагея, чтобы не обращая внимание на общественное мнение, петь народные песни…А большинство стесняется. Поэтому вот этим девочкам на картине важно поставить достоинство, чтобы ничто им потом не помешало гордиться своей русской народной культурой, этими же сарафанами и кокошниками.

Да, наша национальная трагедия в том, что мы в массе своей не осознаем то ценное, что в нас есть. Не ценим его. Нам никто не говорил, что смысл жизни – это продолжать линию своего рода, а значит надо изучать эту линию, копаться в прошлом.

Нам никто не говорил, что продолжать линию рода можно только будучи связанным с ней кровными узами: вещами, фотографиями, памятью. Нам никто не говорил, что, храня старые вещи предков, мы через них держим эту связь, и тем самым из прошлого идет к нам подпитка, поток энергии, подсказки, что делать в этой жизни.

И это бессмертие! И наоборот, обрубив все связи, мы становимся похожими на судно в море без руля и без ветрил, влекомое разными течениями неизвестно куда и для чего. Нам никто не говорил, что если не общаться с родственниками, можно просто потерять себя.

 Такой родовой сундук с бабушкиными нарядами – наше будущее. Не хватает энергии, открыл такой сундук, достал расшитый рушник, подержал в руках. Полюбовался, вспомнил деда, маму, бабушку, спел какую-то мелодию из детства, и пошла энергия, подпитался от родового древа. И бабушка этим девочкам говорит: «Это волшебный сундук… Вот вы живете самостоятельной жизнью, у каждой она будет своя, и вам всегда будет необходимо открывать этот сундук и прикасаться к…кокошнику, к сарафану, к бусам, к… роду. И пойдет энергия от ваших бабушек...»

 

Оставьте комментарий:
(форма загрузится через 15 секунд)

[powr-comments]


 

Это форма обратной связи, через которую вы можете отправить свое сообщение, комментарий или отзыв!