markГерман Арутюнов

официальный сайт писателя

Чур Меня

260 1W0 8

100х80 см. Холст, масло. 1991 г. 

«Мы с Олей, - рассказывает художник,- делали бумажную девичью повязку с накосником…(Многие части «реквизита» приходится мастерить или шить самому) Надо бы их делать из бересты, но бересты не было – пришлось из картона. И когда надели такой головной убор (да еще сверху платок) на эту современную девочку, которая ходит в обычную школу, человек в корне сразу поменялся — перед нами стояла боярышня XVI-XVII века».

XVII век на Руси– как раз время, когда красота одежды достигла расцвета — после смутного времени наступил мир, стала укрепляться власть. Поэтому любая невеста, будучи одетой, становилась похожей на жар-птицу. Был такой исторический факт: один иностранец, приехав в XVIII веке в Россию, оказался в деревне, когда из церкви со службы шли женщины по-царски одетые. Он спросил: «Не царица ли это приехала?», а ему ответили: «Нет, это крестьянки с литургии идут». То есть сельские женщины так украшали свою праздничную одежду, что, надевая ее, могли быть похожи на царицу.
Здесь девушка одета в свой лучший праздничный, расшитый серебром, наряд, в то, что лежит в сундуке, как приданое. Потому что на дворе - праздник, неделя святочных гаданий, накануне Масленицы, пора зимних свадеб.
Она прибежала с очередных девичьих посиделок, зашла в чулан, и погрузилась в ожидание чуда. Здесь мир ирреального. Зеркало как черная дыра. И такое же пространство вокруг. И белый кусок ткани, откинутый с зеркала, прежде закрытого…Она смотрит в зеркало через горящую свечу. Пламя колеблет воздух, и он начинает оживать. А девушка, видимо, не только увидела суженого, но и успела крикнуть «Чур меня!», чтобы он потом выбрал только ее. Это вспыхнуло и отразилось на ее лице. 
Здесь нельзя было показывать, что именно она увидела в зеркале, поэтому все внимание на самой девушке, на ее лице, на жестах, в мимике. В зеркале что-то мелькнуло и исчезло, мы этого не видим, а видим только то, что произошло с девушкой – она испугалась. Мало того, она испытала состояние ужаса, так что пальцы левой руки у ней заледенели, это видно на картине. Тут не то чтобы что-то сказать, шевельнуться невозможно. А ведь ей именно в тот момент, когда кто-то появляется, надо найти в себе силы и сказать «Чур меня», (закрепление собственности, права на кого-то или что-то), то есть чтобы именно ее суженый выбрал, а не кого-то еще. 
27 липня (июня) славяне отмечали праздник бога Чура, из древней иерархии таких славянских богов и богинь, как Велес, Перун, Макошь, Кострома. Это покровитель рода. Чураться или произносить «Чур меня» означало ограждаться от предстоящей опасности.
О том, что слово «чур» живое до сих пор, говорит многое. Например, то, что дети, играя в разные игры, постоянно его произносят. Дети (а ребенок - естественное существо, не испорченное техникой и искуственными школьными знаниями), слышащие это слово впервые, легко и органично его усваивают, как будто оно всегда было их собственным. И это не случайно, это слово - часть нашей генетической памяти, работающая деталь в этом гигантском механизме. Во всех сказках есть волшебные слова, производящие чудеса: «сезам, откройся», «крибле, крабле, бумс», «абра-кадабра» и так далее. «Чур меня» - такое же точно волшебное слово. 
«Чур меня» - это защита и концентрация энергии, почти такая же сила, как вера, оберег, талисман... Как в виде защиты работает зрительный образ, так и словесно «чур меня» представляет собой образ слова, который несет огромную энергию.

 

Оставьте комментарий:
(форма загрузится через 15 секунд)

[powr-comments]