Фуга Баха из…апельсиновых ящиков
Иосиф Львович Файн по профессии архитектор. Восемнадцатилетним в 1941 году ушел на фронт, а через год вернулся... без ноги. Но не отчаивался.
— Может быть, сейчас это трудно понять, - говорит он, — но тогда, в госпитале, кто был без ноги или руки, были счастливые люди. Ведь прошли войну и видели более страшные вещи: когда, например, сапер оказывается без рук да еще лишается зрения! А мне протез никогда не мешал, ходил и не чувствовал никаких ограничений, разве что бегать не мог. Да и в институте на курсе у нас было полно инвалидов, и никто не делал из этого трагедию, потому что, несмотря на бытовую нищету, коммуналки, недоедание и всякие житейские проблемы, мы (это было именно так!) жили напряженной духовной жизнью!
Результат этой напряженной духовной жизни сейчас занимает в квартире Иосифа Львовича треть большой длинной комнаты. Он сумел воплотить в жизнь свой самый сумасшедший и невероятный архитектурный проект — своими руками, без каких-либо специальных станков и оборудования построил в обычной московской квартире настоящий орган. Конечно, это не тот «бог инструментов», который устанавливают в костеле или консерватории, когда более тысячи труб, зазвучав рядом, наполняют собор или концертный зал божественными звуками. Но и здесь есть все, что должно быть в настоящем органе: более трехсот труб (деревянных и металлических), две клавиатуры, меха с мотором, виндлады (распределительные пульты), ножная педаль, регистры (переключение групп труб), трактура и другие приспособления, делающие орган королем инструментов, источником всей палитры звуков, какие только есть: от свиста до грома.
Трудно себе представить, что один человек, не потомственный мастер, даже не профессионал, а любитель, мог сотворить это чудо своими руками один, без помощников. Обычно над органом и его установкой работает целый коллектив из десятка специалистов.
Даже если бы этот самодельный орган вообще не звучал, все равно он был бы достоин удивления и восхищения уже одним только своим внешним видом. Однако орган звучит. Когда я привел в гости к Файну своего знакомого органиста, ученика Леонида Ройзмана, кстати, настроенного вначале весьма скептически (не мог поверить, что такое возможно), он, попробовав разные звуки, был просто потрясен…
— Деревянный принципал звучит просто фантастически! Если послушать этот орган по аудиозаписи, на слух, то можно подумать, что это инструмент какого-нибудь XV века из старой церкви, с его стучащими клавишами, со скрипами и вздохами. И от игры именно на таком настоящем инструменте получаешь больше удовольствия, чем на современном электронном цифровом органе, где точно записана каждая труба, но нет ощущения жизни. А здесь трогательная простота, настоящая, живая. Инструмент даже слегка пришептывает, как это происходит у нас при дыхании... Хотя, конечно, не мешало бы его подстроить...
То, что инструмент как живой, то есть и «дышит» и «меняет настроение», подтвердил и хозяин, пояснивший, что звучание зависит от разных факторов: погоды, света, тепла, атмосферного давления, даже настроения людей. В жаркую, например, погоду звучит хуже. С другой стороны, и в яркий солнечный день может звучать иногда хорошо, а иногда хуже, чем в дождливый. Свои капризы. Знали бы, из чего он сделан...
— Когда я занимался со своими детьми пением, — пояснил органист, — то подтрунивал над ними: мол, вы поете, как водопроводная труба. Оказывается, зря я так грешил на трубу, она звучит значительно лучше. Кто бы мог подумать, что обыкновенная водопроводная труба может быть частью органа!
Не менее фантастичны и другие подробности создания органа, о которых рассказал Иосиф Львович Файн.
Оказывается, некоторые металлические трубы сделаны им из карнизовых перекладин для штор и занавесок, полых внутри и иногда анодированных. На некоторых таких трубах внизу, у самого отверстия - бородки для отражения звука. Как говорит Фаин, "чтоб лучше звучало". Причем из разных материалов: металла, дерева, пробки. А деревянные трубы (основная часть органа) сделаны из ... обыкновенных апельсиновых ящиков. Файн собирал их по дворам за магазинами "Овощи-фрукты", разбирал на дощечки, строгал, склеивал. Ящики буковые, прочные, только в России такая ценная древесина может идти не на модельную мебель, а на ящики для фруктов. Зато только в России из ящиков для апельсинов архитекторы делают органы!
Удивительно и то, что орган, сооружение не менее сложное, чем дом, строился без чертежей. Как говорится, на коленках, по методу лесковского Левши. Да и сама идея его создания возникла не как четкий план с порядком операций, а в русских национальных традициях: сначала как ощущение, потом как желание попробовать что-то смастерить, а потом все большее увлечение идеей.
— Отец у меня был музыкант-любитель, — вспоминает Иосиф Львович, — играл на скрипке, так что с детства в доме звучала классическая музыка. А я учился на гитаре. Иногда мы вместе с отцом музицировали. Возникало этакое многоголосие, которое мне запомнилось и хотелось потом что-то подобное воспроизвести...
Нет, отец простого гвоздя не мог в стену вколотить. А вот у Иосифа с детства было влечение к технике, интерес, как что устроено. Что-то собирал, разбирал. Дом на Ульяновской улице, где они жили в коммуналке, был неблагоустроенный, все время надо было то пол, то потолок, то стены ремонтировать. Так и научился держать в руках молоток, пилу, рубанок. А в пятидесятых годах, когда у единиц они тогда и были, он своими руками из подсобного материала собрал холодильник. До сих пор этот холодильник стоит у сестры и, в это трудно поверить, работает!
Идея об органе появилась у него в начале 60-х годов. Уже позади был архитектурный институт, работа в коллективе над крупными проектами (высотные здания МИДа и гостиницы "Украина", крытый стадион в Архангельске).
В 1965 году он начал делать трубы. Вначале из бамбука. В советское время, вспоминает он, можно было зайти в «Детский мир» и буквально за 3 копейки купить целый сноп бамбука. Сюда он наведывался за медью и латунью, где в разделе "Сделай сам" можно было найти в отходах наших доблестных предприятий столько добра, что из него впору было собрать не только орган, но даже синхрофазатрон. А стоили эти отходы копейки. Резиновые трубки для него подбирала сестра, работавшая в химлаборатории.
Особенно трудно было вырезать лабиальный паз (от слова лабиум - труба), где возникает звук. Струя воздуха здесь рассекается, превращаясь в колеблющийся воздушный столб, образующий звуковую волну определенной длины. Иосиф Львович пробовал, как звучит, подпиливал, подтачивал, снова пробовал. Когда добивался нужной высоты звука, вешал трубу на стену. За несколько месяцев набралась целая коллекция разных труб. Приходили приятели и пробовали, как звучит. Если дули по очереди, то получалось, как в крепостном хоре, где каждый артист выдувает только одну ноту - своего рода живой орган. Но Файн хотел сделать настоящий. Идея всем казалась несбыточной, но интересной.Не верили, но подбадривали: давай, давай! Чудакам у нас сочувствуют из общей творческой одаренности народа — у меня не идет, так пусть хоть другой душу отведет.
А он двигался дальше, экспериментировал: брал пылесос, подсоединял к трубам, включал, слушал, как звучат одновременно две трубы, три, четыре. Потом соорудил деревянный ящик с дырочками, подвел к нему трубу от пылесоса, подсоединил трубы. Закрывал и открывал пальцами отверстия, как при игре на флейте. Получалось красиво. Но что делать дальше? Литературы-то никакой нет. И тут повезло - кто-то из знакомых принес немецкую книгу "Домашнее органостроение". Файн хотя и не знал немецкого, но по рисункам постепенно начал разбираться, что к чему.
Чтобы гнать воздух через трубы, нужен мощный мотор. После разных проб нашел подходящий японский, способный создавать давление силой 45 миллиметров ртутного столба, что для небольшого органа вполне достаточно. В качестве глушителя приспособил старую мотоциклетную камеру, обклеенную изнутри разными мягкими материалами, например, ватином от старого пальто.
Чтобы воздух от мотора шел в трубы равномерно, нужен был большой мех или меха, как у аккордеона. Как раз в мастерской аккордеонов и баянов ему и сделали на заказ большой мех. Правда, сейчас считает, что надо было заказать побольше, все-таки более 200 труб... Это как бы легкие органа.
Из меха воздух по двум трубопроводам поднимается в виндладу, то есть ветровой ящик. Трубопроводы сделаны из полых картонных бобин, на которые обычно наматывается бумага или какие-то другие материалы. Обычно их выбрасывают на помойку, а Файн приспособил для органа. Кстати, он считает, что из этих бобин, можно делать прекрасные органные трубы. Звук их (он уже пробовал) не намного хуже деревянных, ведь звучит не материал, из которого сделана труба, а колеблющийся в ней воздух.
Виндладу описывать слишком сложно. Это своего рода пульт, соединяющий клавиатуру с мехом при помощи соединительных шлангов. По тому, что на входе и на выходе, виндлада похожа на мясорубку, то есть поток воздуха разделяется здесь на тоненькие струйки. В виндладе множество отверстий, закрытых палочками-клапанами. Открывается клапан - в трубу идет воздух, и она звучит.
Клапаны связаны с клавишами, причем не напрямую, а сложнейшей системой тяг и рычагов, соединительных шлангов, проводов и переходников. Вся эта соединительная система называется трактурой. Ее роль в органе огромна, и чем проще техническое решение, тем легче музыканту.
На первых органах во II веке нашей эры музыканты играли, выдвигая и задвигая заслонки на трубах. Труб становилось больше, и музыканту приходилось вставать и тянуться к дальним трубам, выдвигая и задвигая заслонки. Поэтому появились клавиатура, на трубах - клапаны, а также система рычагов и трансмиссий. С увеличением количества труб требовалось все больше усилий при нажатии на клавиши, так что клавиши увеличивались вплоть до полуметра в длину и в ладонь шириной каждая, а нажать ее можно было разве кулаком или локтем. Революцию произвела пневматика, когда к клавишам стал подводиться воздух. Но можно себе представить какой квалификацией должен обладать мастер, создающий такой инструмент…
Сам Файн говорит об органе так, что кажется, будто он шутит:
"Это - простейший инструмент. Обыкновенная труба имеет несколько отверстий - это флейта. А тут берешь несколько труб, сажаешь их на один поток воздуха и соединяешь. В принципе это шарманка (там тоже мех, только в трубах не губы, а язычки), только еще проще, потому что у шарманки помимо механики есть еще и автоматика – валик с записью."
Такое отношение к технике характерно для мастеров, которые самые сложные устройства считают простыми, поскольку все для них имеет свое место и предназначение и потому понятно и просто. Но со стороны - голову сломаешь. Деталей - не одна тысяча, а за каждой - труд, своя история. Скажем, белые матовые загубники для труб - это мундштуки от простых пионерских горнов, которые Файн покупал в музыкальном магазине на Неглинной в "добрые" советские времена по 3 копейки за десяток. А соединительные трубки - это обыкновенные шланги для полива огорода. Соединительные провода потоньше - резиновые трубки из химлаборатории, где работала его сестра. А вот самые обычные деревянные ученические линейки с делениями и рисунками, уцененные, по словам Файна, как и загубники по копейке за штуку. В них вставлены иголки. Для чего? "Для устойчивости, чтоб не дрыгались". Это рычаги, часть механической трактуры.
Сколько технических озарений возникало по ходу, никто не сосчитает. Многое, конечно, уже известно, но что-то наверняка можно было запатентовать, потому что голова у отечественного Левши устроена не в пример компьютеру - любая задача решается не только механическим перебором вариантов, но и творческим поиском.
"Это же интересно, - говорит Файн, - все время что-то придумывать. Иной раз домой после работы спешишь только потому, что не терпится опробовать на практике пришедшую в голову мысль. Взять кинематику (передачу движений механизмов), обычно у органов это параллельные валы, передающие движение рычагам, а у меня веерная конструкция рычагов, позволяющая миновать ряд промежуточных связей. Хотя, надо признать, что нередко, придумав что-то, я вскоре обнаруживал, что "изобрел велосипед..."
Я слушаю этого мастера-самоучку, и мне вспоминаются слова из Экклезиаста: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем".
Действительно, что нового в том, что сделал архитектор Иосиф Львович Файн? Сделал орган. Но разве до него их не делали? Они были уже в Древнем Риме, причем, гидравлические, с секретами, не разгаданными до сих пор. И зачем вообще что-то делать, когда это уже есть, когда это уже делали до тебя? Но, наверное, не умрет в каждом из нас Творец, пока будем стремиться что-то делать сами, даже если это делали до нас. Потому что все повторяется, но неповторимы поиск, наши собственные открытия и устремления.
Может, кто-то и не удивится, а меня поражает, когда в 80 лет человек говорит: «Сделать бы еще один регистр, уже нашел пластмассовые трубы, интересно, как они будут звучать", или когда он спрашивает себя: "Отчего зависит сипа и красота звука ? Ведь один к одному снимал все размеры с трубы органа Музея музыкальной культуры им. Глинки, а дома, когда сделал точно такую же трубу, звук не тот - и слабее, и тембр не такой красивый... Почему?"
Придя в этот мир, человек по нарастающей множит число своих связей с людьми, как бы разрастается, а к старости, наоборот, число его связей с людьми убывает и он как бы сворачивается. Эти связи-нити, которые и привязывают нас к жизни, вместе с работой, увлечениями, привычками сохраняют желание жить. Орган, получается, отодвигает старость (сворачивание). Иосифа Львовича Файна — связи не обрываются, а, наоборот, множатся. К нему все время кто-то приходит: незнакомые люди, услышав про домашний орган по радио или увидев сюжет по телевидению; знакомые приводят своих знакомых; ради любопытства заглядывают музыканты, в том числе и органисты; учителя приводят детишек как бы на экскурсию.
А я думаю вот над чем... Зачастую большие цели, которые движут нами, возникают из мимолетных впечатлений детства, особенно чего-то необычного, каких-то лучиков света, отблесков огня. И кто знает, куда кого поведут детские мысли, рожденные здесь, в этой маленькой московской квартире. Кого-то орган толкнет в архитекторы, кого-то в музыканты, кого-то в писатели-фантасты...
В молодости у каждого из нас впереди какой-то свет цели. По крайней мере, должен быть. Или это маленький огонечек (что-то практическое) или целая звезда (мечта). Какое же счастье — цель. Ведь звезды горят долго, даже когда их уже нет — свет от них бескорыстно летит и летит в самые отдаленные уголки Вселенной...