markГерман Арутюнов

официальный сайт писателя

melnica schastiya обложка1 обложка2обложка3 Обложкаtheatreoblozhzhka

Огонь, мерцающий в сосуде. Что есть красота?

Философы в течение столетий спорили о том, что такое красота. Если смотреть на нее с точки зрения жизни на Земле, - размышляли они, - то что это, нечто, привнесенное человеком или существовавшее еще до человечества? А, если это привнесено человеком, то, может быть, суть возникновения (или создания) человечества именно в этом – в понимании красоты? Ведь и до человека природа создавала красоту, но осознавала ли ее? И только с человеком пришло в мир осознание, осмысление себя и в том числе осознание, осмысление красоты.

Но что такое красота? Внешняя форма? То есть красивый камень, красивое дерево, красивый цветок… А утро над рекой, а щелканье соловья, а запах дождя или тающего снега? Значит она может и не иметь видимой формы? А прекрасная душа, заключенная в невзрачное тело? А творчество, которое и создает всю рукотворную красоту…оно может созидаться и людьми внешне некрасивыми…

Красота переходит из одной формы в другую, она меняет свой облик как будто специально, чтобы мы больше могли восхищаться ей. Об этом – небольшая притча об Александре Македонском и Аристотеле, который, как известно, был его учителем…

«- А теперь возьми эту гроздь винограда и выж­ми ее.

Аристотель показал глазами на стол, на котором среди серо-коричневых луковиц инжира свети­лась янтарная гроздь. Александр подошел к столу, бережно поднял всю кисть за хвостик и залюбовался идеальной формой ягод, их соразмерностью, ровным расположени­ем и убыванием по мере приближения к центру.

- Не жалко? - спросил он Учителя. - Ведь останется от этой красоты просто слякоть, она ис­чезнет, пропадет.

- Так уж и исчезнет? - переспросил, улыбаясь, Аристотель.

- Ну, - задумался Александр, - ты говорил, что в этом мире ничто не исчезает бесследно, а только переходит из одной формы в другую. А здесь, если я сейчас раздавлю эту кисть, эту красоту, он станет безобразной слякотью. Да, она перейдет в другую форму, но уже некрасивую. Куда же денется красота?

- А ты все-таки сожми руку. - сказал Аристотель и подставил под руку Александра чашу. Тот сжал руку в кулак, и из-под пальцев в чащу брызнул янтарный сок.

- А теперь выпей, - протянул Аристотель чашу Александру.

Когда тот выпил, наступила пауза. Учитель мол­чал. Он вдруг подумал, что вся его жизнь им выжата, как вот эта кисть. Но где та чаша?

А Александр тоже молчал. Он думал о том, что сок сладкий, значит красота перешла в сладость. Но разве сладость - это красота?...»

То есть красота загадочна и двойственна. В том, что она есть, никто не сомневается, но о том, что она собой представляет, до сих пор спорят философы, художники, искусствоведы. Недаром родились у поэта Николая Заболоцкого удивительные строчки:

«А если так, то что есть кра­сота?

И почему ее обожествля­ют люди?

Сосуд она, в котором пустота?

Или огонь, мерцаю­щий в сосуде?»

И действительно, когда мы видим цветок, отдельные его лепестки, то, поднося его к лицу, чувствуем чудесный запах. А смяли пальцами те же лепестки и запах уже не тот. Как будто разрушение формы унесло с собой и запах. То есть исчезла красота, а вместе с ней и что-то прекрасное, хотя материя цветка, те же вещества остались.

До сих пор идут споры о том: красота существует вне человека или внутри его? Если она существовала до человека и независимо от него, значит надо ее вносить в ребенка, сеять, как зерно, выращивать, как растение. А без зерен не взрастет ничего! Но, если она внутри нас, значит можно и не сеять и не поливать, само взойдет. Другое дело, что нужно что-то, чтобы этот росток внутри нас проснулся… Но когда? Может, если пропустить момент, то будет поздно…Как с речью, если не научить ребенка говорить до пяти лет, то уже не научишь никогда.

Может ли быть предрасположенность к красоте? Если человек создан по образу и подобию Божиему, то конечно. В человеке заложено чувство красоты, раз создан он по образу и подобию Божиему. Просто этот дар Бога надо пробуждать, вовремя включать его в каждом с детства. Пробудится или нет, как Бог даст. Но вот это самое пробуждение – это чудо. Оно сродни тому, как возникает красота, как вспыхивает сам собой огонь в пустом сосуде, как зарождается жизнь в космосе…казалось бы, из ничего.

Поэтому не надо думать, стоит ли, не стоит ли, детям нужно просто показывать красоту в живой природе, приоткрывать искусство: музыку, живопись, лепку, рукоделия. Но многие ли родители это делают? Не от этого ли масса равнодушных к природе и к искусству взрослых людей?

Вот поселение «Светорусье» в Свердловской области. Люди обустраивают свое пространство, и у каждого - мысли о красоте. Может быть, потому что когда человек делает что-тосвое, то в нем просыпается Творец. Все равно как ребенок, когда ему не долбят: «делай именно так и не иначе!», а дают возможность делать, как ему нравится, дают чистый лист бумаги и говорят: «твори!», он начинает творить. Многое, в том, что он творит, мы не понимаем, потому что мастерства еще нет, зато идеи гениальны, связи между вещами и понятиями сложны и неизобразимы, настолько они богаты содержанием. Он-то эту гармонию видит, а технически оформить еще не может...Но он уже Творец…

То есть достаточно просто дать человеку возможность соприкоснуться с красотой и предоставить возможность что-то сотворить самому. Хотя бы только соприкоснуться, потому что красота может потрясти. Об этом пишет русский писатель 19 века Глеб Успенский в очерке «Выпрямила». Он рассказывает о разночинце, бывшем крестьянине, а потом учителе, который волею судьбы оказался в Париже. Вначале ходил по трактирам и злачным местам – хотел окунуться в парижскую разгульную жизнь. В итоге сам же упал в своих глазах, как он сам говорит: «сморщена была душа…» На него свалилась тайная жизнь Парижа, так что он, сразу увидев много грязи, низменных проявлений человеческой природы, почувствовал себя мерзким человеком. И вдруг он зашел случайно в Лувр и увидел Венеру Милосскую. И вот какое впечатление она на него произвела…

«Я стоял перед нею, смотрел на нее и непрестанно спрашивал самого себя: что такое со мной случилось? Я спрашивал себя об этом, потому что почувствовал, что случилась большая радость. До сих пор я был похож вот на эту скомканную в руке перчатку. Похожа она на руку человеческую? Нет, это просто кожаный комок. Но вот я дунул в нее, и она стала похожа на человеческую руку. Точно так же что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня. Заставило всего хрустнуть именно так, когда человек растет. Заставило бодро проснуться, не ощущая даже признаков недавнего сна. И наполнило расширившуюся грудь свежестью и светом….»

Вот что может сделать с человеком красота. Даже с таким весьма далеким от искусства человеком…

То есть соприкасаться с красотой надо. Но как сделать так, чтобы искусство на нас вот так же вот действовало, как на этого героя Глеба Успенского? Рецептов нет, потому что на каждого из нас может подействовать что-то свое, причем, неожиданно, непредсказуемо. Этого вот человека Венера Милосская выпрямила, а сотни других заходят и остаются равнодушными. Но тысяча первый заходит и выходит весь в слезах…Почему?

Несколько лет назад, когда к нам привозили знаменитую картину «Джоконда» Леонардо да Винчи, многие из тех, кто ее видел, были восхищены. Почему? Потому что пресса подготовила народ, создала общественное мнение, рассказала много интересного. А картины Семирадского, на которого в XIX веке чуть ли не Богу молились, сейчас никто не замечает. Хотя это шедевры. Почему? Не подготовлено сознание.

То есть с одной стороны искусство должно быть своим, чем-то близким человеку, а с другой стороны к нему нужно готовиться, к нему должен был какой-то ключ. Тогда картина открывается. Как волшебная шкатулка, на которой надо нажать на какие-то выступы, чтобы она открылась и зазвучала волшебная музыка. Бывает, что человек сам открывает для себя красоту, а бывает, что его что-то подталкивает. Книга об этом, о том, как человек прикасается к красоте и очаровывается ею – через песню, дерево, глину или соломку…

Вот доктор математики АндрейГорбачевский. Занимался на компьютере расчетами потоков воды, огибающих опоры мостов. И вдруг увидел в лесу интересную корягу. И что-то включилось в человеке. Из этой коряги он сделал гнома, потом еще одного и… стал творить. Новое состояние отразилось и на работе – в графиках струй воды на экране компьютера стал видеть образы для своих работ в дереве.

Или вот резчик по дереву ВладимирЦепкин из осины вырезает горельефы-архетипы, некое гармоничное пространство в его любимом Царицыно, которое его восхитило, которое уже исчезло, разрушено, он его запечатлевает в осине. Запечатленный образ-архетип действует на зрителя так же, как когда-то на художника утраченный пейзаж...Возникает творческий настрой…

Или город Долгопрудный Московской области, где дети в студии тополиного пуха и ваты творят свою красоту. Тут тоже на определенном этапе в каждом ребенке вспыхивает Творец.

Что ни говорите, Красоту можно создавать из всего …Главное – чтобы человек (ребенок или взрослый) сам увидел, что он может, что он – Творец…


 

Это форма обратной связи, через которую вы можете отправить свое сообщение, комментарий или отзыв!